Кафедра 603. Учеба
www.mai603.ru  Главная  |  Новости  |  Фотоальбом  |  Выпускники  |  Контакты  |  Вакансии 
Перейти на сайт МАИ   Кафедра 603 МАИ
Прочность авиационных и ракетно-космических конструкций
Перейти на сайт 6 факультета МАИ  
   История  |  Преподаватели  |  Лаборатории  |  Учеба  |  Книги  |  Наука 



 

Учебная работа кафедры 603 МАИ

 

Источник: Кафедра. Итоги и достижения. Том 1. Кафедра 603 «Строительная механика и прочность» имени академика И.Ф. Образцова Московского авиационного интситута. 80 лет. –М.: Академия исторических наук, 2010. -633 с., ил.

 

Учебная работа на кафедре «Строительная механика и прочность» занимала и занимает центральное место. Являясь итогом индивидуального и коллективного творчества всех преподавателей, она традиционно слагается из непосредственной работы со студентами - аудиторных занятий и учебно-методической работы.

С момента основания кафедры аудиторные занятия проводятся в форме лекций, практических занятий и консультаций по самостоятельно выполняемым студентами курсовым и расчетно-графическим работам. Лабораторные работы стали неотъемлемой частью учебного процесса после появления лабораторной базы.

Учебно-методическая работа на кафедре направлена на обеспечение всех видов занятий и самостоятельной работы студентов.

Время существования кафедры можно разделить на два приблизительно равных этапа. На первом этапе кафедра выполняла функции только обеспечивающей кафедры – преподаватели кафедры обучали строительной механике и прочности студентов конструкторских специальностей 1-го факультета. На втором этапе, продолжающемся и поныне, кафедра, сохраняя функции обеспечивающей кафедры, но уже на 1-м, 6-м, 9-м, 11-м и 16-м факультетах, стала еще и выпускающей кафедрой - кафедрой, готовящей инженеров-механиков по прочности практически всех летательных аппаратов.

В самом начале первого этапа развития кафедры предстояло определить содержание читаемых курсов, практических занятий и самостоятельных работ студентов, а позже и лабораторных работ. Не менее важными были и методы преподавания. Коллектив кафедры сначала состоял из 4-х, а спустя 3 года с момента ее основания из 9-ти человек, и решал эти проблемы впервые, что было совсем не просто.

В состав кафедры в то время входили: профессор Черемухин А.М.; доценты: Абрамов Г.Д., Байков В.Т., Ромашевский А.Ю., Шишкин С.Н.; ассистенты: Виноградов, Грозеевский Г.В., Калюжный В.Г., Муратов Г.А. Основная нагрузка легла на плечи наиболее опытного А.М. Черемухина. Он не только поставил, но и, по отзывам студентов, блестяще читал курсы «Строительная механика самолета» и «Расчет самолета на прочность».

Становление кафедры проходило в тесном сотрудничестве с научными работниками ЦАГИ и инженерами КБ. Участие в этом приняли главные конструкторы Н.Н. Поликарпов, А.Н. Туполев и другие. При разработке учебных программ учитывался передовой опыт авиастроения.

Вычислительными средствами инженеров в то время были  арифмометр и логарифмическая линейка. Поэтому особое значение приобретали методы преподавания, направленные исключительно на развитие практических навыков и интуиции. Черемухин великолепно владел всеми этими методами и понимал как обучить этому других. Им было создано свыше 50 наглядных моделей, помогавших студентам понять, как работает конструкция. Для будущих конструкторов это было очень важно.

В 1947 г. Черемухин написал уникальное учебное пособие «Основы строительной механики самолета на моделях». Это пособие увидело свет лишь в 1965 г. в избранных трудах А.М. Черемухина. Издание было приурочено к его 70-летию и выпущено издательством «Машиностроение» под редакцией академиков А.Н. Туполева и А.И. Макаревского, докторов технических наук М.Л. Миля и А.К. Мартынова, инженера Г.А. Черемухина и кандидата технических наук А.П. Ганнушкина.

В учебных пособиях Черемухина рассматривались в основном стержневые конструкции и конструкции с тонкими стенками, работающими только на сдвиг. Сегодня эти пособия могут показаться слишком простыми и архаичными. Однако в век тотальной компьютеризации, когда научить считать можно многих, а понимать только некоторых, учебные пособия Черемухина не менее актуальны, чем в годы их написания, и, пожалуй, не только и не столько для конструкторов, сколько для инженеров-механиков, специализирующихся в области прочности летательных аппаратов.

С начала 1950-х годов авиастроение практически полностью перешло на металлические конструкции. Главная их особенность - в несущей обшивке. И если ранее основное внимание студентов акцентировалось на стержневых системах, то теперь настало время обучать студентов учету работы несущей обшивки. Потребовались новые и более сложные модели конструкций и новые методы решения задач строительной механики и прочности. Преподаватели кафедры стали внедрять в учебный процесс новейшие модели тонкостенных стержневых систем, теорию пластин, балочную теорию оболочек и элементы общей теории оболочек.

В эти годы усилиями А.Ю. Ромашевского, А.Ф. Феофанова, В.И. Климова и других преподавателей формируется новый по своему содержанию курс «Строительная механика самолета». Итогом этой работы явился учебник «Строительная механика самолета», написанный А.Ю. Ромашевским и В.И. Климовым и увидевший свет в 1965 г. Новый курс «Прочность самолета» был поставлен в основном В.М. Стригуновым. Следует также упомянуть курс «Прочность вертолета», который читал В.А. Судинин.

В эти же годы появился и курс «Строительная механика летательных аппаратов», поставленный И.Ф. Образцовым для студентов ракетных специальностей, зарождавшихся в недрах 1-го факультета.

В отличие от времен А.М. Черемухина значительно больше внимания стало уделяться вариационным принципам и методам расчета пластин и тонкостенных авиационных конструкций. В эти же годы начали обучать студентов вариационному методу В.З. Власова, ученики которого составляли тогда основу коллектива кафедры.

1960-е годы поставили перед кафедрой новые учебно-методические задачи. На кафедре занимались главным образом статическими задачами. С ростом скорости летательных аппаратов возросла роль динамики конструкций и аэроупругости. С другой стороны традиционные курсы строительной механики и прочности стали профилироваться по типам летательных аппаратов.

Возросший научный уровень преподавания сложившихся и вновь появившихся дисциплин требовал углубленной теоретической подготовки студентов, что привело к появлению новых дисциплин. Так традиционные для конструкторских специальностей дисциплины строительной механики и прочности были предварены курсом теории упругости.

Для студентов, специализирующихся в области ракетной техники, известный в промышленности прочнист, кандидат технических наук Ю.Е. Ильенко поставил и прочитал курс динамики конструкций ракет. Для студентов 1-го факультета профессор А.И. Смирнов прочитал курс «Аэроупругость самолета». Совершенно новый и единственный в стране курс «Прочность вертолетов» поставил,  пришедший из Летного исследовательского института Р.А. Михеев. Доцент В.И. Фигуровский поставил и долгое время преподавал сам курс прочности беспилотных летательных аппаратов (зенитных ракет), профессор А.С. Авдонин - курс прочности баллистических ракет и космических аппаратов, а доцент И.П. Хлызов - курс прочности двухсредных летательных аппаратов. В последствии их преемниками стали В.А. Сибиряков, Ю.С. Матюшев, К.А. Жеков, О.Д. Волчков, В.С. Войнов и другие преподаватели кафедры. Преемницей профессора Р.А. Михеева стала доцент А.И. Братухина.

Итак, на первом этапе развития кафедры деятельность её преподавателей была нацелена исключительно на адаптацию традиционных курсов к различным типам летательных аппаратов и углубление содержания всех этих курсов в соответствии с развитием и запросами авиационной и ракетно-космической техники. Кроме того, вводились дополнительные курсы, призванные улучшить усвоение студентами основных курсов. Вся эта работа была направлена на совершенствование обеспечивающих функций кафедры.

В 1968 году появился 6-й факультет.  Кафедра «Строительная механика и прочность» вошла в состав этого факультета, сменив номер 106 на номер 603.

Вновь были кардинально пересмотрены курсы, читавшиеся студентам конструкторских специальностей. По согласованию с выпускающими кафедрами традиционные дисциплины были снова перепрофилированы по типам летательных аппаратов и обновлены. Появились, например, такие предметы, как строительная механика летательных аппаратов, строительная механика самолета, строительная механика вертолета, строительная механика антенн.

Примером тесного сотрудничества с выпускающими кафедрами при формировании содержания читаемых курсов может служить строительная механика вертолета. По просьбе кафедры 102 «Пректирование вертолётов» в этот курс был включен большой раздел, посвященный механике разрушения. Курс поставил доцент Л. С. Рыбаков, выпустивший в 1980 г. в издательстве МАИ, одно из первых в стране, учебное пособие по механике разрушения.

Существенной модификации были подвергнуты и курсы прочности. Ведущая роль здесь принадлежала специалистам, пришедшим на кафедру из промышленности и научно-исследовательских организаций.

В том же 1968 году изменился и статус кафедры. Расширив функции обеспечивающей кафедры, она обрела еще и функции кафедры, выпускающей специалистов. Впервые в стране на кафедре 603 стали готовить инженеров по специальности 0564 «Прочность летательных аппаратов». Значительный рост учебной и методической нагрузки на кафедре потребовал привлечения специалистов из промышленности и научно-исследовательских организаций. Штатными преподавателями кафедры стали В.А. Судинин, В.И. Фигуровский, Ю.С. Матюшев, А.Н. Елпатьевский, А.С. Авдонин, Р.А. Михеев, В.М. Плеханов и другие. Состав преподавателей кафедры вырос до 23 человек.

На кафедре было организовано два цикла:

цикл строительной механики, объединивший преподавателей, читавших курсы строительной механики (первый руководитель цикла - профессор В.И. Климов, затем - доцент Б.А. Коновалов);

цикл прочности и динамики, в который вошли преподаватели, обучавшие студентов прочности и динамике конструкций (первый руководитель цикла - профессор А.С. Авдонин, затем - профессор Ф.Н. Шклярчук).

Обязательными для рассмотрения на заседаниях циклов были вопросы:

учебные планы и программы дисциплин;

содержание и методика чтения лекций;

содержание и методика проведения практических занятий;

содержание и методика проведения лабораторных работ;

содержание курсовых работ и методических указаний к ним;

преемственность курсов строительной механики и прочности.

На отдельных заседаниях циклов велись дискуссии по различным методическим вопросам. Особенно полезным был обмен опытом путем обсуждения лекций, читаемых преподавателями. Циклы в значительной степени способствовали совершенствованию учебно-методической работы как отдельных преподавателей, так и кафедры в целом. Более того, они явились прекрасной школой для молодых преподавателей, начинавших обучать студентов прочностным наукам.

Большая методическая работа была проведена на кафедре при подготовке учебного плана, программ и содержания новых дисциплин для студентов, специализирующихся в области прочности. Эта работа выполнялась в той или иной мере, всеми преподавателями кафедры. Однако, наибольшая загруженность пала на наиболее опытных. Например, ведущая роль в постановке основополагающих теоретических курсов «Теория упругости» и «Строительная механика» принадлежала профессорам А.Н. Елпатьевскому и В.И. Климову.

Среди других новых дисциплин или вводимых в учебный процесс научных направлений следует выделить вариационные принципы механики, пластины и оболочки, устойчивость упругих систем, теорию пластичности и ползучести, механику разрушения, теорию колебаний, аэроупругость, динамику конструкций, прочность конструкций летательных аппаратов, вычислительную механику, экспериментальные методы исследования.

В дальнейшем название специальности претерпевало изменения, а одно время кафедра готовила прочнистов по трем специализациям. Сегодня таких специализаций две:

- динамика и прочность аэрокосмических конструкций;

- математическое и компьютерное моделирование прочности конструкций из композиционных материалов.

В настоящее время студентов конструкторских специальностей факультетов 1, 6, 9, 11 и 16 кафедра обучает следующим дисциплинам:

- строительная механика самолета;

- строительная механика вертолета;

- строительная механика ракет;

- строительная механика антенн;

- прочность самолета;

- прочность вертолета;

- прочность ракет-носителей;

- прочность космических летательных аппаратов;

- прочность беспилотных летательных аппаратов;

- прочность двухсредных летательных аппаратов.

Для выпускаемых кафедрой специализаций преподаются курсы:

- компьютерная графика;

- аналитическая динамика;

- теория колебаний;

- вариационные принципы механики;

- теория упругости;

- теория упругости анизотропных материалов;

- термоупругость композиционных материалов;

- теория пластичности и ползучести;

- основы физики прочности и механика разрушения;

- механика разрушений волокнистых композитов;

- строительная механика (механика упругих систем);

- строительная механика композитных конструкций;

- теория пластин и оболочек;

- теория анизотропных оболочек;

- вычислительная механика;

- численные методы строительной механики;

- метод конечных элементов в расчетах композитных конструкций;

- устойчивость механических систем;

- устойчивость упругих систем из композиционных материалов;

- динамика конструкции летательных аппаратов;

- динамика конструкции из композиционных материалов;

- статистическая механика и теория надежности;

- экспериментальная механика;

- экспериментальные методы прочности летательных аппаратов;

- механика композиционных материалов;

- методы исследования материалов и процессов;

- физико-химия и механика композиционных материалов;

- математическая теория механики композитов;

- методы оптимизации композитных систем;

- современные проблемы конструкций из волокнистых композитов;

- конструкционная прочность;

- аэроупругость самолета;

- аэроупругость конструкций из композиционных материалов;

- прочность летательных аппаратов;

- прочность самолета;

- прочность композитных конструкций;

- расчет на прочность и методы испытаний композитных конструкций.

К середине 1990-х годов преподавателями кафедры выпущены в центральных издательствах учебники и учебные пособия:

- Фигуровский В.И. Расчет на прочность беспилотных летательных аппаратов. Учебное пособие для вузов. - М.: Машиностроение, 1973. 354 с.

- Стригунов В.М. Расчет самолета на прочность. Учебник для вузов. - М.: Машиностроение. 1984. 376 с.

- Михеев Р. А. Прочность вертолетов. Учебник для вузов. - М.: Машиностроение, 1984. 280 с.

- Авдонин А.С., Фигуровский В.И. Расчет на прочность летательных аппаратов. Учебник для вузов. - М.: Машиностроение. 1985. 440 с.

- Васильев В.В, Добряков А.А., Дудченко А.А., Молодцов Г.А., Царалов Ю.С. Основы проектирования и изготовления конструкций летательных аппаратов из композиционных матераилов. Учебное пособие. –М.: Изд-во МАИ, 1985. 302 с.

- Образцов И.Ф., Савельев Л.М., Хазанов Х.С. Метод конечных элементов в задачах строительной механики ЛА. Учебник для вузов. - М.: Высшая школа. 1985. 392 с.

- Образцов И.Ф., Булычев Л.А., Васильев В.В. и др. Строительная механика летательных аппаратов. Учебник для вузов. - М.: Машиностроение. 1986. 536 с.

- Оболенский Е.П., Сахаров Б.И., Сибиряков В.А. Прочность летательных аппаратов. Учебник для вузов. - М.: Машиностроение, 1995. 504 с.

Коллектив авторов учебника «Строительная механика летательных аппаратов» удостоен I-й премии имени 25-летия МАИ.

В 2007 г. увидело свет учебное пособие Волчкова О.Д. «Прочность ракет-носителей. Часть I» (М.: Изд-во МАИ, 2007, 752 с.). Вторая его часть выходит в 2010 году.

На настоящий момент преподаватели кафедры выпустили 13 учебников и 108 учебно-методических пособий.

Лабораторные занятия на кафедре были введены после появления экспериментальной базы. Студенты всех специальностей, изучающие на кафедре курсы прочности, обязательно выполняют лабораторные работы, призванные познакомить студентов с экспериментальными методами прочности. В процессе выполнения большинства лабораторных работ студенты сопоставляют результаты экспериментальных исследований с расчетными данными.

Сегодня в учебной лаборатории действуют экспериментальные установки:

- испытание крыла самолета;

- испытание хвостовой части самолета;

- испытание соединения отсеков;

- испытание оболочки с вырезом;

- испытание стреловидного кессона крыла;

- поперечные колебания ракеты;

- изгибные колебания лопасти вертолета;

- поперечные колебания стержня;

- изгибно-крутильные колебания крыла;

- установка, демонстрирующая шимми носового колеса шасси;

- установка, демонстрирующая флаттер самолета.

 

 

 

Обучение студентов на кафедре осуществляется в течение 5 лет и 6 месяцев по двум специальностям:

1. «Динамика и прочность машин» со специализацией  «Динамика и прочность аэрокосмических конструкций»;

2. «Конструирование и производство  изделий из композиционных материалов» со специализацией   «Математическое и компьютерное моделирование прочности композитных конструкций». 

Соответственно специальностям на кафедре обучаются две группы студентов.

По специализации «Динамика и прочность аэрокосмических конструкций» специальности «Динамика и прочность машин» студентам преподаются 56 дисциплин объемом 8290 часов, из которых  4488 часов – аудиторные занятия, в том числе:

 

Учебная дисциплина

Объем  учебных часов

Культурология

122

Отечественная история

122

Философия

166

Социология

98

Правоведение

70

Психология и педагогика

70

Экономика

122

Политология

122

Иностранный язык

340

Физическая культура

408

Основы менеджмента

160

Математический анализ

388

Линейная алгебра и аналитическая геометрия

122

Теория функций комплексной переменной

136

Обыкновенные дифференциальные уравнения

152

Теория вероятностей и случайные процессы

104

Уравнения математической физики

174

Информатика

188

Физика

286

Экология

54

Алгебра и тензорный анализ

156

Основы вариационного исчисления

138

Введение в ракетно-космическую технику

96

Основы автоматизированного проектирования

60

Начертательная геометрия

62

Инженерная графика

72

Теоретическая механика

224

Сопротивление материалов

272

Детали машин и основы конструирования

216

Механика жидкости и газа

132

Механика сплошной среды

106

Конструкционные материалы

52

Технология обработки металлов

74

Безопасность жизнедеятельности

100

Организация и управление

74

Динамика полета

82

Химия

74

Практикум на ЭВМ

150

Основы теории управления

152

Теория упругости

150

Теория пластичности и ползучести

102

Строительная механика

248

Аналитическая динамика

70

Теория колебаний

128

Основы физики прочности и механика разрушения

102

Механика композиционных материалов

90

Экспериментальная механика

86

Численные методы строительной механики

394

Динамика машин

260

Прочность ЛА

270

Основы конструкции ЛА

90

Оптимальное проектирование

82

Теория пластин и оболочек

138

Устойчивость механических систем

168

Термодинамика и теплопередача

92

Аэроупругость самолета

124

 

 

В процессе студенты выполняют следующие курсовые работы

1. Математический анализ;

2. Конструкционные материалы;

3. Практикум на ЭВМ;

4. Сопротивление материалов;

5. Механика сплошной среды;

6. Детали машин и основы конструирования;

7. Теория упругости;

8. Теория колебаний;

9. Строительная механика;

10. Теория пластин и оболочек;

11. Динамика машин;

12. Устойчивость механических систем;

13. Численные методы строительной механики;

14. Прочность летательных аппаратов.

 

Полученные знания используются в процессе практики:

 

1. Вычислительная  - 4 недели;

2. Профессионально-ознакомительная - 4 недели;

3. Производственная - 4 недели;

4. Научно-исследовательская - 4 недели;

5. Преддипломная - 10 недель.

 

По специализации  «Математическое и компьютерное моделирование прочности композитных конструкций»  специальности «Конструирование и производство  изделий из композиционных материалов» студентам преподаются 58 дисциплин объемом 8302  часов, из которых  4470  часов – аудиторные занятия, в том числе:

 

Учебная дисциплина

Объем

учебных часов

История

102

Культурология

102

Философия

166

Социология

88

Психология и педагогика

60

Правоведение

60

Экономика

136

Политология

128

Иностранный язык

348

Физическая культура

408

Основы менеджмента

214

Математический анализ

516

Линейная алгебра и аналитическая геометрия

116

Теория вероятностей и математическая статистика

74

Информатика

202

Физика

298

Химия

70

Экология

92

Математическая теория механики композитов

108

Вариационные принципы механики

124

Термоупругость композитов

58

Вычислительные методы строительной механики

200

Методы оптимизации конструкций

108

Практикум на ЭВМ

176

Теоретическая механика

234

Сопротивление материалов

262

Детали машин и основы конструирования

80

Термодинамика и теплопередача

52

Аэрогазодинамика

154

Конструирование агрегатов и элементов ракетно-космич. техники из км

154

Конструирование агрегатов и элементов самолета с использован. км

166

Расчет соединений композитных деталей

82

Современные проблемы конструкций из км

62

Безопасность жизнедеятельности

100

Конструкционные металлические и композиционные материалы

88

Технология металлических и композиционных материалов

94

Начертательная геометрия

62

Инженерная графика

72

Организация и управление производством

74

Введение в ракетно-космическую технику

128

Динамика полета

88

Механика композиционных материалов

92

Строительная механика композитных конструкций

252

Методы исследования материалов и процессов

144

Технология производства ЛА

178

Производство элементов ЛА из км

110

Основы устройства и проектирования ЛА

104

Основы устройства и проектирования самолетов из км

134

Оптимальное проектирование конструкций

226

Прочность композитных конструкций

230

Экспериментальные методы прочности ЛА

70

Теория упругости анизотропных материалов

154

Теория анизотропных оболочек

80

Устойчивость упругих систем из км

132

Теория пластичности и ползучести

82

Динамика конструкций из км

246

Механика разрушения км

100

Аэроупругость конструкций из км

62

 

 

В процессе обучения студент выполняет следующие курсовые работы

1.  Математический анализ

2. Теоретическая механика

3. Практикум на ЭВМ

4. Сопротивление материалов

5. Аэрогазодинамика

6. Теория упругих анизотропных материалов

7. Методы исследования материалов и процессов

8. Конструирование агрегатов и элементов ракетно-космической техники из композиционных материалов

9. Строительная механика композитных материалов

10. Конструирование агрегатов и элементов самолета с использованием  композиционных материалов

11. Производство элементов летательных аппаратов из композиционных материалов

12. Оптимальное проект. конструкций

13.  Методы оптимизации конструкций

 

Полученные знания используются в процессе практики:

1. Вычислительная - 4 недели;

2. Профессионально-ознакомительная - 4 недели;

3. Первая производственная - 4 недели;

4. Вторая производственная - 4 недели;

5. Преддипломная - 10 недель.

 

Окончание обучения завершается защитой дипломного проекта, продолжительность подготовки которого составляет 11 недель.

По завершению обучения выпускнику выдается диплом государственного образца о присуждении ему квалификации инженера по соответствующей специальности.

Значительное внимание на кафедре уделяется научно-исследовательской работе студентов (НИРС). Еще А.М. Черемухин в своей многогранной деятельности много внимания уделял руководству научно-исследовательской работой студентов. Он был одним из организаторов в МАИ Авиационного научно-технического общества студентов (АНТОС).

Решением Ученого совета института А.М. Черемухин был утвержден Председателем Совета АНТОСа. Подобные общества потом появились и в других технических вузах. А в 1947 г. по инициативе Черемухина была проведена 1-я Московская городская студенческая конференция научно-технических обществ технических вузов Москвы.

Многие преподаватели кафедры начали заниматься научно-исследовательской работой ещё в студенческие годы. Например, член-корреспондент РАН Васильев Валерий Витальевич занялся научными исследованиями в свои студенческие годы под руководством доцента А.Н. Елпатьевского. Исследования, выполненные Валерием Витальевичем в дипломном проекте, легли в основу его кандидатской диссертации. Подобная практика стала на кафедре традицией, поддерживаемой и сегодня.

 

Выпускники кафедры,

ставшие заведующими другими кафедрами

 

1. Васильев В.В. - член-корреспондент РАН, профессор, заведующий кафедрой МАТИ в 1974-1998 годы;

 

2. Дементьев П.П. - кандидат технических наук, доцент, заведующий кафедрой 906 МАИ в 1976-1986 годы;

 

3. Горшков А.Г. - доктор физико-математических наук, профессор,  заведующий кафедрой 902 МАИ в 1982-2006 годы;

 

4. Бунаков В.А. - доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой МАТИ в 1998-2005 годы;

 

5. Туркин И.К. - доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой 602 МАИ с 2000 года;

 

6. Азиков Н.С. - доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой МАТИ с 2005 года;

 

7. Фирсанов Вал.В. - доктор технических наук, профессор,  заведующий кафедрой 906 МАИ с 2005 года.

 

Учебники изданные кафедрой

 

* оглавление помеченной книги приведено в Источнике

 

1. Черемухин А.М. Расчет самолета на прочность. Часть 1. – М.: Изд-во ВВА, 1929.

 

2. Черемухин А.М. Расчет самолета на прочность. Часть 2. – М.: Изд-во ВВА, 1930.

 

3. Черемухин А.М. Курс строительной механики для самолетостроительных Вузов. – М. Изд-во ОНТИ, 1937.

 

4. * Фигуровский В.И. Расчет на прочность беспилотных летательных аппаратов. Учебное пособие для вузов. - М.: Машиностроение, 1973. 354 с.

 

5. * Михеев Р.А. Прочность вертолетов. Учебник для вузов. - М.: Машиностроение, 1984. 280 с.

 

6. * Стригунов В.М. Расчет самолета на прочность. Учебник для вузов. - М.: Машиностроение. 1984. 376 с.

 

7. * Авдонин А.С., Фигуровский В.И. Расчет на прочность летательных аппаратов. Учебник для вузов. - М.: Машиностроение. 1985. 440 с.

 

8. * Образцов И.Ф., Савельев Л.М., Хазанов Х.С. Метод конечных элементов в задачах строительной механики ЛА. Учебник для вузов. - М.: Высшая школа. 1985. 392 с.

 

9. * Образцов И.Ф., Булычев Л.А., Васильев В.В. и др. Строительная механика летательных аппаратов. Учебник для вузов. - М.: Машиностроение. 1986. 536 с.

 

10. Богданов Ю.С., Михеев Р.А., Скулков Д.Д. Конструкция вертолетов. Учебник для техникумов. - М.: Машиностроение, 1990. 272 с.

 

11. * Оболенский Е.П., Сахаров Б. И., Сибиряков В.А. Прочность летательных аппаратов. Учебник для вузов. - М.: Машиностроение, 1995. 504 с.

 

12. * Волчков О.Д. Прочность ракет-носителей. Часть I. – М.: Изд-во МАИ, 2007, 752 с., гриф УМО.

 

13. Волчков О.Д. Прочность ракет-носителей. Часть II. – М.: Изд-во МАИ, 2010, 660 с., гриф УМО.

 

 

Учебные пособия изданные кафедрой

 

* оглавление помеченной книги приведено в Источнике

 

1. Коновалов Б.А. Программа, методические указания и контрольные задания по курсу «Строительная механика и расчет самолета на прочность». - М.: МАИ, 1962. 26 с.

 

2. * Власов В.В., Климов В.И., Коновалов Б.А., Сибиряков В.А., Феофанов А.Ф. Cтесненный изгиб и кручение оболочек типа кессона крыла. - М.: МАИ, 1965. 128 с.

 

3. * Ромашевский А.Ю., Климов В.И. Cтроительная механика самолета. – М.:МАИ, 1965. 298 с.

 

4. Сахаров Б.И., Стригунов В. М. Методическая записка к контрольным работам №1 и №2 по курсу «Расчет самолета на прочность». - М.: МАИ, 1967. 19 с.

 

5. Сахаров Б.И. Расчет на прочность сферических подкрепленных днищ герметических кабин самолетов. - М.: МАИ, 1968. 140 с.

 

6. Шклярчук Ф.Н. Конспект лекций по курсу «Строительная механика ЛА», часть 1. - М.: МАИ, 1968. 68 с.

 

7. Шклярчук Ф.Н. Конспект лекций по курсу "Строительная механика ЛА", часть 2. - М.: МАИ, 1969. 104 с.

 

8. Смирнов А.И. Аэроупругость (Конспект лекций). Ч. 1. Статические задачи аэроупругости. М.: МАИ. 1971 г. – 184 с.

 

9. Сибиряков В.А. Расчет ЛА на прочность, часть 1. -М.: МАИ, 1971. 104 с.

 

10. * Сибиряков В.А. Расчет ЛА на прочность, часть 2. - М.: МАИ, 1971. 105 с.

 

11. Шклярчук Ф.Н. Строительная механика самолета (учебное пособие на английском языке). Издание Бомбейского технологического института, 1972. 170 с.

 

12. Коновалов Б.А. Программа, методические указания и курсовые работы по строительной механике летательных аппаратов. - М.: МАИ, 1972. 70 с.

 

13. Стригунов В.М. Расчет самолета на прочность. Ч.I - М.: МАИ, 1973. 330 с.

 

14. Стригунов В.М. Расчет самолета на прочность. Ч. II - М.: МАИ, 1974. 306 с.

 

15. Сибиряков В.А. Расчет ЛА на прочность, часть 3. - М.: МАИ, 1974. 123 с.

 

16. Сибиряков В.А. Расчет ЛА на прочность, часть 4.-М.: МАИ, 1974. 83 с.

 

17. Михеев Р.А. Расчет вертолета на прочность, часть 1. - М.: МАИ, 1974. 143 с.

 

18. Михеев Р.А. Расчет вертолета на прочность, часть 2. - М.: МАИ, 1974. 205 с.

 

19. Михеев Р.А. Расчет вертолета на прочность, часть 3. - М.: МАИ, 1974. 150 с.

 

20. Сахаров Б.И., Оболенский Е.П. Расчет на прочность летательных аппаратов и агрегатов оборудования. Раздел: расчет парашютных систем и скафандров. - М.: МАИ, 1975. 106 с.

 

21. Стригунов В.М., Сахаров Б.И. Методическая записка по дипломному проектированию. -М.: МАИ, 1975. 20 с.

 

22. Оболенский Е.П. Расчет на прочность летательных аппаратов и агрегатов оборудования. (Расчет баллонов высокого давления и трубопроводов). - М.: МАИ, 1975. 86 с.

 

23. Оболенский Е.П. Расчет на прочность летательных аппаратов и агрегатов оборудования. (Расчет тонкостенных конструкций). - М.: МАИ, 1976. 92 с.

 

24. Сибиряков В.А. Расчет летательного аппарата на прочность, часть 5. - М.: МАИ, 1976. 54 с.

 

25. Климов В.И. Особенности напряженно-деформированного состояния упруго тела. М.: МАИ. 1976 г. – 62 с.

 

26. Сахаров Б.И., Оболенский Е.П. Расчет на прочность летательных аппаратов и агрегатов оборудования. (Определение нагрузок, действующих на летательный аппарат. Расчет быстровращающихся дисков и составных баллонов. - М.: МАИ, 1977. 68 с.

 

27. Дудченко А.А. Основы теории пластичности. - М.: МАИ, 1978. 72 с.

 

28. * Дудченко А.А. Методы решения задач теории пластичности. - М.: МАИ, 1979. 78 с.

 

29. Стригунов В.М., Сахаров Б.И., Рыбаков Л.С. Методические указания по дипломному проектированию «Прочность ЛА». - М.: МАИ, 1979. 18 с.

 

30. * Власов В.В. Устойчивость упругих систем. Устойчивость стержней. – М.: МАИ. 1979 г. – 74 с.

 

31. Рыбаков Л.С. Введение в механику разрушения. - М.: МАИ, 1980. 81 с.

 

32. Жеков К.А. Изгиб и устойчивость плоских элементов конструкций ЛА. - М.; МАИ, 1980. 90 с.

 

33. Власов В.В. Устойчивость упругих систем. Устойчивость пластин и оболочек. – М.: МАИ. 1980 г. – 90 с.

 

34. * Хлызов И.П. Нагрузки, действующие на двухсредный аппарат. -М.: МАИ, 1981. 63 с.

 

35. Шклярчук Ф.Н. Колебания и аэроупругость летательных аппаратов. - М.: МАИ, 1981. 90 с.

 

36. Матюшев Ю.С. Методические указания для выполнения курсовой работы по прочности конструкций ЛА. - М.: МАИ, 1982. 39 с.

 

37. Матюшев Ю.С., Хлызов И.П. Методические указания для выполнения курсовой работы по прочности конструкций ЛА. - М.: МАИ, 1982. 33 с.

 

38. Оболенский Е.П., Михеев Р.А. Экспериментальные методы исследования прочноси конструкций летательных аппаратов. – М.: МАИ, 1982, 72 с.

 

39. * Наринский В.И., Рыбаков Л.С., Шклярчук Ф.Н. Методы решения задач механики упругих конструкций ЛА. - М.: МАИ, 1983. 88 с.

 

40. Хлызов И.П. Прочность двухсредных аппаратов. - М.: МАИ, 1983. 61 с.

 

41. Шклярчук Ф.Н. Динамика конструкций летательных аппаратов. - М.: МАИ, 1983. 80 с.

 

42. Жеков К.А., Булычев Л.А., Коновалов Б.А., Матюшев Ю.С. Типовые задачи строительной механики конструкций ЛА. - М.: МАИ, 1984. 79 с.

 

43. Наринский В.И., Буравлев В.Ф. Типовые методы строительной механики (варианты заданий, алгоритмы и программы решения задач теории изгиба пластин). - Изд-во КирПИ, 1984. 60 с.

 

44. * Климов В.И., Булычев Л.А. Строительная механика оболочек вращения. - М: МАИ, 1984. 56 с.

 

45. * Фигуровский В.И. Расчет конструкций летательных аппаратов на прочность методом конечных элементов. М.: МАИ, 1984 г. – 58 с.

 

46. Волчков О.Д., Матюшев Ю.С. Нагрузки и расчет на прочность летательных аппаратов. -М.: МАИ, 1984. 72 с.

 

47. * Фигуровский В.И. Расчет конструкций летательных аппаратов на прочность методом конечных элементов (метод перемещений). - М.: Изд-во МАИ, 1984. 58 с.

 

48. Шклярчук Ф.Н. Аэроупругость самолета. - М.: МАИ, 1985. 78 с.

 

49. * Дудченко А.А. Основы теории ползучести. - М.: МАИ, 1985. 28 с.

 

50. * Дудченко А.А., Елпатьевский А.Н., Хворостинский А.И. Учебное пособие по проектированию и расчету тонкостенных конструкций из КМ. - М.: МАИ, 1985. 35 с.

 

51. Дудченко А.А., Васильев В.В., Добряков А.А., Молодцов Г.А., Царахов Ю.С. Основы проектирования и изготовления конструкций летательных аппаратов из композиционных материалов. - М.: МАИ, 1985. 218 с.

 

52. * Зотов А.А. Расчет конструкций ЛА с. использованием ступенчатых базисных функций. -М.: МАИ, 1985. 75 с.

 

53. Зотов А.А. Методы автоматизированного расчета авиационных конструкций. Методические указания. - М.: МАИ, 1986. 54 с.

 

54. Сахаров Б.И. Введение в специальность «Прочность летательных аппаратов». - М.: МАИ, 1986. 78 с.

 

55. Сибиряков В.А. Методические указания к решению типовых задач по расчету ЛА на прочность. - М.: МАИ, 1986. 46 с.

 

56. Фигуровский В.И., Войнов В.С. Методические указания к выполнению курсовой работы по расчету на прочность ЛА. - М.: МАИ, 1987. 43 с.

 

57. Коновалов Б.А. Сборник задач по курсу «Строительная механика летательных аппаратов» (Расчет подкрепленных оболочек по балочной теории). - М.: МАИ, 1987. 48 с.

 

58. Зотов А.А., Фигуровский В.И. Численные методы расчета конструкций ЛА на прочность. - М.: МАИ, 1987.47 с.

 

59. Викуленков В.П. Методические указания к курсовой работе «Расчет на прочность КЛА» - М.: МАИ, 1987. 58 с.

 

60. Рыбаков Л.С., Наринский В.И. Вариационные принципы и методы строительной механики. - М.: МАИ, 1987. 92 с.

 

61. Оболенский Е.П. Экспериментальные методы исследования динамической прочности ЛА. - М.: Изд-во МАИ, 1987. 39 с.

 

62. Булычев Л.А., Викуленков В.П., Князев А.А. Физические условия работы конструкций ЛА.-М.: МАИ, 1988. 49 с.

 

63. Булычев Л.А., Викуленков В.П., Князев А.А. Физические условия работы конструкций летательных аппаратов. - М.: МАИ, 1988. 68 с.

 

64. Жеков К.А. Метод конечных разностей в строительной механике и прочности ЛА. - М.: МАИ, 1988. 37 с.

 

65. Морозов В.С. Численные методы решения вариационных задач в строительной механике. - М.: МАИ, 1988. 43 с.

 

66. * Оболенский Е.П., Сквиренко С.М. Оценка долговечности элементов авиационных конструкций. - Ташкент: Ташк. политехн. ин-т. 1989. – 76 с.

 

67. * Шклярчук Ф.Н., Гришанина Т.В. Колебания неконсервативных систем. - М.: МАИ, 1989. 46 с.

 

68. * Наринский В.И., Сергеев В.Н. Устойчивость тонкостенных стержней и плоских элементов конструкций ЛА. - М.: МАИ, 1989. 108 с.

 

69. Туркина А.И. Расчет на прочность винтов современных вертолетов. - М.: МАИ, 1990. 36 с.

 

70. * Волчков О.Д., Матюшев Ю.С. Выбор расчетных схем и расчет на прочность элементов конструкций летательных аппаратов. - М.: МАИ, 1990. 46 с.

 

71. Морозов В.С., Воинов В.С. Введение в задачи оптимизации элементов конструктивно силовой схемы ЛА. - М.: МАИ, 1990. 60 с.

 

72. Туркина А И., Михеев Р А., Воинов В.С. Определение напряжений при расчете ЛА на прочность. Методические указания к лабораторным работам. - М.: МАИ, 1991. 52 с.

 

73. Михеев Р.А., Войнов В С., Туркина А И. Авсеенко А.П. Короткова Т.И. Определение напряжений при расчете ЛА на прочность - М.: Изд-во МАИ, 1991. 52 с.

 

74. Морозов В.С., Сквиренко С М. Численное решение вариационных задач механики тонкостенных конструкций. - Ташкент: ФАН, 1991. 190 с.

 

75. * Рыбаков Л.С. Практикум по строительной механике ЛА «Плоская задача теории упругости». - М.: МАИ, 1991. 52 с.

 

76. * Дудченко А.А., Елпатьевский А.Н., Лурье С.А., Фирсанов В.В. Анизотропные панели -плоская задача. - М.: МАИ, 1991. 96 с.

 

77. Жеков К.А., Наринский В.И., Сергеев В. Н. Методические указания к выполнению курсовой работы по строительной механике ЛА с. помощью ЭВМ. - М.: МАИ, 1992. 60 с.

 

78. Зотов А.А. Автоматизированный расчет на прочность и устойчивость конструкций летательных аппаратов. -М.: МАИ, 1992. 152 с. (гриф ГосКом. СССР по народному образованию)

 

79. * Зотов А.А., Туркина А.И. Сборник задач по строительной механике ЛА. - М.: МАИ, 1992. 56 с.

 

80. * Шклярчук Ф.Н., Гришанина Т.В. Нелинейные и параметрические колебания упругих систем. - М.: МАИ, 1993. 68 с.

 

81. Зотов А.А., Сахаров Б.И., Стельмухов И.А. Расчет на прочность конструкций типа крыла самолета. Методические указания к выполнению курсового проекта с применением ПЭВМ. - М.: МАИ, 1993. 40 с.

 

82. Туркина А.И., Михеев Р.А., Князев А.А. Экспериментальные методы исследования прочности ЛА. Учебное пособие к лабораторным работам. - М.: МАИ, 1993. 60 с.

 

83. Туркина А.И., Михеев Р.А. Задачник по теории колебаний. - М.: МАИ, 1993. 80 с.

 

84. Туркина А.И., Михеев Р.А. Экспериментальные методы исследования прочности конструкций ЛА. Учебное пособие для ФПКП. - М.: МАИ, 1993. 80 с.

 

85. * Дудченко А.А., Елпатьевский А.Н., Лурье С.А., Фирсанов В. В. Расчет пластин из композиционных материалов. - М.: МАИ, 1993. 68 с.

 

86. Морозов В.С. Численные методы решения прикладных задач строительной механике. Тексты лекций. - М.: МАИ, 1993. 56 с.

 

87. Коновалов Б.А. Расчет оболочек с помощью ЭВМ. Методические указания к курсовой работе по курсу «Строительная механика ЛА». - М.: МАИ, 1993. 34 с.

 

88. Гришанина Т.В. Флаттер стреловидного крыла (методические указания к практическим занятиям). - М.: МАИ, 1993. 20 с.

 

89. Матюшев Ю.С., Наринский В.И., Сергеев В.Н. Расчет на прочность агрегатов ЛА (отсеки корпуса). Методические указания к выполнению курсовой работы на ЭВМ. - М.: МАИ, 1994. 44 с.

 

90. Братухина А.И., Павленко Н.С. Методы расчета несущих винтов вертолета. – М.: МАИ, 1996. 80 с.

 

91. Багдасарян В.В. Экспериментальные методы динамики упругих конструкций (моделирование упругих конструкций, динамических процессов и вибрационных нагрузок). - М.: МАИ, 1996. 48 с.

 

92. Данилин А.Н., Солдаткин А.Н. Вычислительные методы в динамике упругих конструкций. - М.: МАИ, 1996. 44 с.

 

93. Мовчан А.А. Механика накопления рассеянных повреждений в элементах конструкций. -М.: МАИ, 1996. 64 с.

 

94. Зотов А.А., Стельмухов И.А., Ципенко В Г. Расчет на прочность легкого гражданского самолета. - М.: МГТУ ГА, 1996. 88 с.

 

95. Солдаткин А.Н. Применение метода конечных элементов в расчетах статики и динамики линейно-упругих конструкций. - М.: МАИ, 1996, 43 c.

 

96. Рыбаков Л.С. Балочная теория цилиндрических оболочек и ее применение. – М.: МАИ, 1997. 104 с.

 

97. * Дудченко А.А. Строительная механика пространственных композиционных конструкций. -М.: МАИ, 1997. 60 с.

 

98. Гришанина Т. В. Задачи по теории колебаний упругих систем. - М.: МАИ, 1998. 48 с.

 

99. Зотов А.А., Сахаров Б.И. Сборник задач по прочности самолета. - М.: МАИ, 1998. 75 с.

 

100. Шклярчук Ф. Н., Гришанина Т. В. Динамика упругих управляемых конструкций. - М.: МАИ, 1999. 56 с.

 

101. Тютюнников Н. П. Численные методы строительной механики. - М.: Изд-во МАИ, 2000. 104 с.

 

102. Жаворонок С.И. Основы современного программирования вычислений в задачах строительной механики. - М.: МАИ, 2002. 58 с.

 

103. Зотов А.А., Жаворонок С.И., Ткаченко А В., Фролов А.С. Расчет на прочность конструкций типа крыла самолета. - М.: Изд-во МАИ, 2002. 88 с.

 

104. * Дудченко А.А. Оптимальное проектирование элементов авиационных конструкций из композиционных материалов. - М.: МАИ, 2002. 84 c.

 

105. Зотов А.А., Сахаров Б. И., Ткаченко А. В. Сборник задач по прочности самолета. – М.: Изд-во МАИ, 2004. 64 с.

 

106. Булычев Л.А. Нагрузки на упругую ракету. - М.: Изд-во МАИ, 2006. 92 с.

 

107. Дудченко А А., Шумова Н.П. Строительная механика плоских подкрепленных композитных панелей. - М.: Изд-во МАИ, 2006. 88 с.

 

108. Гришанина Т. В., Шклярчук Ф. Н. Избранные задачи аэроупругости. – М.: Изд-во МАИ, 2007. 48 с.

 

109. * Далин В.Н., Михеев С.В. Конструкция вертолетов:учебник. – М.:Изд-во МАИ, 2001.-352с.:ил.

 

110. * Образцов И.Ф. и др. Прочность, устойчивость и колебания тонкостенных конструкций летательных аппаратов. Тематический сборник научных трудов института.- М. :Изд-во МАИ, 1981. 85с.

 

111. * Липин Е.К. Современные методы расчета на прочность и оптимизация авиационных конструкций: Тексты лекций.- М.:МАИ, 1987.-43с.,ил.

 

112. Сергеев В.Н., Кондратьев А.В. Автомобиль. Конструкция и элементы расчета: Учебное пособие. –М.: Изд-во МГОУ, 2009, с.353