Шварц Я.Т., г. Нижний Новгород

Арктический конвой

В связи с началом Великой Отечественной войны Великобритания в лице премьер-министра У. Черчилля выступила с предложением оказать России помощь, и президент США Ф. Рузвельт поддержал его. Эти заявления положили начало сотрудничеству трех держав в войне против Германии. 30-31 июля 1941 года в Москве прошли переговоры с представительством США о потребности СССР в союзнической помощи, формах её оказания и созыве трехсторонней конференции. 1 октября 1941 года был подписан Первый московский протокол о военных поставках на период с 1 октября 1941 года по 30 июня 1942 года. Протокол устанавливал обязательства США и Великобритании поставлять Советскому Союзу ежемесячно: 400 самолетов, 500 танков, 152 зенитных и 756 противотанковых орудий, 200 противотанковых ружей, 2000 тонн алюминия, 1000 тонн броневых листов для танков, 7000 тонн свинца, 1500 тонн олова, 300 тонн молибдена, 1250 тонн толуола и некоторые другие виды сырья, вооружения, военных материалов, а также продовольствие. В последствии аналогичными протоколами были расписаны и дальнейшие поставки - до начала сентября 1945 года1. 26 мая 1942 года в Лондоне был подписан "Договор между СССР и Соединенным Королевством Великобритании о союзе в войне против гитлеровской Германии и ее сообщников в Европе и сотрудничестве и взаимной помощи после войны." Соглашение о ленд-лизе было подписано в Вашингтоне 11 июля 1942 года как "соглашение между правительствами СССР и США о принципах, применимых к взаимной помощи в ведении войны против агрессии."2 С этого момента начались официальные поставки вооружения, военных материалов и продовольствия на условиях ленд-лиза, причем грузы, направленные США и Великобританией с августа 1941 года до 11 июля 1942 года, рассматривались как поставки по ленд-лизу.

Существовало пять маршрутов доставки грузов в Советский Союз Тихоокеанский. Трансиранский, Черноморский, Восточно-арктический и Северный. Северный маршрут был самым коротким, но вместе с тем самым рискованным. Суда загружались в американских портах Бостон и Нью-Йорк, канадском порту Галифакс и в составе конвоев, включавших до ста транспортов, под охраной военно-морских сил США следовали в Великобританию. Здесь часть судов разгружалась, а остальные следовали в исландский порт Рейкьявик, где вместе с судами, загруженными в британских портах, формировались в новые конвои по 15-45 транспортов и следовали в Архангельск и Мурманск под охраной военно-морских сил США и Великобритании. Советский Северный флот, согласно договоренности, усиливал охранение конвоев начиная с меридиана 20000' в. д. (остров Медвежий - Тромсё ), создавал благоприятные условия плавания в своей зоне, развертывал подводные лодки у входов в норвежские фьорды для перехвата немецких надводных кораблей3. Учитывая оперативность поставки грузов Северным маршрутом. Советское Правительство и Верховный Главнокомандующий И.В. Сталин считали его основным и придавали первостепенное значение его постоянному функционированию. Не случайно поэтому в переписке И.В. Сталина с У. Черчиллем тема северных конвоев затрагивалась 45 (!) раз4. Первый конвой отправился в СССР ещё 21 августа 1941 года и благополучно совершил переход по маршруту Рейкьявик - Мурманск - Архангельск. Караван состоял из 6 торговых судов (одно из них советское) и авиатранспорта "Аргус", а эскортировался авианосцем "Викториес", тяжелыми крейсерами "Девоншир" и "Норфолк" и 6 эсминцами. Основными грузами, доставленными в Мурманск и Архангельск, были 62 самолета (в том числе 39 истребителей "Харрикейн"), 32 автомобиля и 15000 тонн других грузов5. Этот конвой получил название "Дервиш". В дальнейшем конвоям, направлявшимся в СССР, дали условное наименование "РQ", а уходящим из СССР конвоям - условное наименование "QP". Британское Адмиралтейство взяло эти буквы в качестве литеры конвоев, идущих к русским берегам, от инициалов британского офицера флота Р.Q. Edwards'a, занимавшегося оперативным планированием конвоев в СССР. Конвой "РQ-1", состоявший из 10 торговых судов, ушел из Исландии в Архангельск 28 сентября 1941 года и прибыл в пункт назначения 11 октября. Конвой "РQ-2" вышел в море 18 октября, конвой "РQ-3" - 9 ноября. До конца 1941 года англичане провели в составе конвоев "РQ" 53 судна, доставив в советские порты 752 танка, 799 истребителей, 1404 автомобиля и 100000 тонн других грузов6. За этот период времени на переходах в СССР не было потеряно ни одного судна. В 1941 -1942 годах в состав конвоев включались и советские транспорты. Первыми начали импортные перевозки пароходы "Родина" (капитан Ф.А. Рыкунин), "Старый большевик" (капитан И.И. Афанасьев), Буденный" (капитан И.А. Галактионов), "Сухона" (капитан А.А. Малыгин) и др. До конца 1942 года в составе конвоев прибыло 33 советских транспорта и 52 убыло. В 1943 году большинство из них было переведено с Севера на Дальний Восток, где они использовались для перевозки грузов между западными портами США и советскими портами Дальнего Востока. В составе внешних конвоев на Севере стали использоваться только союзные транспорты7. До весны 1942 года арктические конвои следовали практически без всяких помех со стороны немцев. За это время были проведены 13 конвоев, в состав которых вошли 103 судна, из которых погибло только одно. Это было английское судно "Вазиристан" из конвоя "РQ-7А", торпедированное немецкой подводной лодкой южнее острова Медвежий. Так немецкие подводные лодки нанесли первый удар по арктическим конвоям. К ним быстро присоединились надводные корабли и самолеты. Сосредоточив к весне 1942 года в северной Норвегии крупные силы своего надводного флота, немцы стали серьезно угрожать проводке конвоев. В Тронхейме к этому времени находились линкор "Тирпиц", "карманный" линкор "Адмирал Шеер", тяжелый крейсер "Хиппер" и несколько современных эсминцев. В британском адмиралтействе поняли опасность, нависшую над конвоями, и поэтому командующий флотом Метрополии адмирал Тови решил совместить по времени проводку конвоев в СССР и обратно, чтобы обеспечить их прикрытие главными силами английского флота, усилив непосредственное сопровождение. "РQ-12" и "QР-8", которые вышли в море 1 марта, стали первыми конвоями, проведенными согласно новой диспозиции. Кстати, впервые советские подводные лодки были развернуты в марте 1942 года именно для зашиты конвоя "РQ-12". Пять подводных лодок - К-23, Д-3, С-102, Щ-402 и Д-422 -из районов, где они действовали на коммуникациях противника, были направлены к пунктам базирования крупных немецких кораблей8. Из состава этих двух конвоев немцы сумели потопить советский транспорт "Ижора", отставший от конвоя "QР-8". Если до этого времени советский Северный флот обеспечивал движение конвоев в порядке повседневной боевой деятельности, то начиная с конвоя "РQ-13" стали проводиться операции, в которых участвовали почти все силы флота: эскадренные миноносцы и сторожевые корабли усиливали непосредственное охранение конвоев; подводные лодки развертывались на пути движения крупных надводных кораблей противника; авиация наносила удары по аэродромам и базам, прикрывала конвои при приближении их на расстояние 150-200 миль к берегу и осуществляла противовоздушную оборону баз и стоянок судов; тральщики, сторожевые корабли и катера поддерживали прибрежные районы и рейды в безопасности от мин и подводных лодок. Так 29 марта эскадренные миноносцы "Гремящий" и "Сокрушительный" подошли к конвою "РР-13" и заняли место в охранении. В 19.15 30 марта "Гремящий" (командир капитан 2 ранга А.И. Гурин) обнаружил подводную лодку и атаковал её, сбросив 4 больших и 8 малых глубинных бомб. В месте обнаружения всплыли куски дерева и бумага. По изданным после войны иностранным материалам можно предположить, что это была У-5859. Следующие два конвоя в СССР, "РQ-14" и "РQ-15", состояли из 24 и 25 судов соответственно. Однако, первый из них столкнулся с тяжелыми льдами, и многие суда из него вынуждены были вернуться. Во время перехода "РQ-15" и "QР-11, которые отправились в конце апреля, крейсер "Эдинбург", входивший в охранение "QР-11", был торпедирован подводной лодкой. Он повернул назад в Мурманск, но 2 мая был обнаружен немецкими эсминцами. В последовавшем бою крейсер получил ещё одну торпеду и затонул. "Эдинбург" пошел на дно почти с 10 тоннами золота в слитках. Это была плата Советского Союза американцам за военные поставки (большая часть этого золота была поднята английскими водолазами при содействии Советского Союза в 1981 году)10. Кроме "Эдинбурга" англичане потеряли ещё эсминец "Пенджаб", который в тумане был разрезан пополам английским же линкором "Кинг Джордж V", тоже получившим повреждения. Глубинные бомбы, находящиеся на юте тонущего "Пенджаба", взорвались в непосредственной близости от шедшего в кильватерной колонне за "Кингом Джорджем V" американского линкора "Вашингтон" и слегка повредили последний". Однако, самым обнадеживающим моментом операции стало то, что из 38 судов были потеряны всего 4. Опыт арктических конвоев в марте и апреле 1942 года подчеркнул исключительную опасность таких операций, но по политическим соображениям и под давлением президента Рузвельта английское правительство решило продолжать проводку конвоев. Конвой "РQ-16", состоявший из 35 торговых судов, стал самым большим из отправленных до тех пор арктических конвоев. Угроза со стороны немецких кораблей в Тронхейме и Нарвике была так велика, что адмирал Тови вывел в море главные силы флота Метрополии, чтобы прикрыть оба конвоя из района западнее острова Медвежий. 21 мая "PQ-16" покинул Рейкьявик, а конвой "QР-12", состоявший из 15 судов, вышел из Кольского залива. Через 4 дня конвои встретились. Как раз в это время немцы начали мощные воздушные атаки конвоя ТО-16". Почти 5 суток ближнее прикрытие вело практически непрерывные бои с немецкими торпедоносцами и пикировщиками. 30 мая "сократившийся в количестве, избитый и усталый, но сохраняющий идеальный строй" конвой вошел в Кольский залив. В зоне действия Северного флота охранение конвоя было в составе эскадренных миноносцев и самолетов. Для встречи и конвоирования судов боевые корабли совершили 67 выходов, а авиация -около 2000 самолетовылетов. В воздушных боях наши истребители сбили 10 немецких самолетов. 30 мая, прикрывая конвой, в воздушном бою погиб один из прославленных летчиков Великой Отечественной войны дважды

Герой Советского Союза Б.Ф. Сафонов. В этот день он лично сбил 3 вражеских бомбардировщика. Были и другие примеры героизма. Так, теплоход "Старый большевик" с грузом взрывчатки (!) на борту тоже следовал на Родину в составе конвоя "РQ-16". 27 мая во время налета немецкой авиации в носовую часть судна, где находились зенитные орудия, попала бомба, и начался пожар. Горели снаряды, краска, палуба. Казалось, нет никакой возможности спасти судно, и командир конвоя предложил экипажу перейти на один из союзных транспортов. Но советские моряки отказались это сделать. Героическими усилиями они потушили пожар, ввели в строй поврежденные машины и догнали ушедший конвой. Приблизившись к конвою, команда теплохода увидела позывные своего судна и сигнал "Сделано хорошо !", который был поднят на мачте британского флагманского корабля. Все иностранные и советские суда и корабли, следовавшие в конвое, в знак своего преклонения перед мужеством команды, спасшей свой корабль, отрепетовали этот сигнал12.)

Всего, таким образом, союзники отправили с августа 1941 по май 1945 года на север Советского Союза 40 конвоев ( РQ, JW), состоявших в целом из 811 торговых судов. Из них 33 судна были вынуждены по различным причинам вернуться в порт отправки, 720 судов дошли до советских портов назначения, 58 судов были потоплены немцами (7,2%), причем 20 из них уничтожили подводные лодки и 38 "Люфтваффе". Из портов СССР на Британские острова и в Исландию прошли 37 конвоев (QР, RА), состоявших в целом из 715 судов, из которых 29 были потеряны, причем 21 в результате атак подводных лодок. Кроме того были потеряны 15 военных кораблей различных классов из состава эскорта конвоев. Королевский Флот потерял 1840 офицеров и матросов, общие потери торгового флота составили 829 человек.13 Всего за годы войны в Советский Союз по ленд-лизу была поставлена 17499861 тонна грузов, в том числе 94,6% из США: 14800 самолетов, 7500 танков, 376000 грузовых автомобилей, 86000 джипов и мотоциклов, 2000 паровозов, 128 торговых судов, 3 ледокола, 252 военных корабля и вспомогательного судна, 8000 зенитных орудий, 132000 пулеметов, а также нефтепродукты, химические грузы и продовольствие; и 5,6% - из Великобритании: 7400 самолетов, 5200 танков, 4 подводные лодки, линкор, крейсер, 14 тральщиков, 9 торпедных катеров, 5000 противотанковых ружей, 472 млн. снарядов, 1800 комплектов радиолокационного оборудования, 4000 радиостанций, продовольствие. Общая стоимость поставленных грузов составила 11 млрд. американских долларов и 428 млн. фунтов стерлингов14. Из этого количества арктические конвои перевезли 3964000 тонн (22,7%)15. Однако, опасности, поджидавшие конвои в Северном Ледовитом океане и его морях, хотя и поражали воображение, на деле были все же куда меньшими, чем на конвойных маршрутах Северной Атлантики, как по объёмам перевозок, так и по накалу борьбы. Тем не менее, поскольку Сталин придавал чрезвычайно большое значение поставкам через Мурманск, пропагандисты союзников оценивали арктические конвои намного выше, чем того стоили приносимые ими результаты. Отчасти, именно поэтому создалось неверное впечатление, что мурманские конвои не только подвергались наибольшим опасностям и понесли самые тяжелые потери, но что поставки через Кольский залив едва ли не были единственной причиной спасения Советского Союза от неминуемого разгрома.

____________________________________

  1. Морской флот.- 2000. № 7-8. С. 42.
  2. Черчилль У. Вторая мировая война.- Ростов-на-Дону. Феникс.
    1997. С. 352.
  3. Басов А.В. ФЛОТ в Великой Отечественной войне. 1941-1945. - М., Наука, 1980. С. 194.
  4. Переписка Председателя Совета Министров СССР с Президентами
    США и Премьер-министрами Великобритании во время
    Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. ТТ. 1,2. - М. -
    Политиздат. 1986. С. 438.
  5. Блэйр К. Подводная война rimiepa. 1939-1942. Охотники. ЧЧ. 1 и 2.-
    М. Изд. АКТ. 2001. С. 531.
  6. Тулейя Т., Вудворд Д. Сумерки морских богов. - М., Изд. АКТ. 2000.-С. 338.
  7. Боевой путь советского Военно-Морского флота/ Под ред.
    А.В. Басова. - М., Военное издательство. 1989. С. 142.
  8. Емельянов Л. А. Советские подводные лодки в Великой
    Отечественной войне. - М. Военное издательство. 1981. С. 122.
  9. Боевой путь советского Военно-морского флота. С. 193.
  10. Блэйр К. Подводная война Гитлера. 1939-1942. Охотники. 4.2. - М.,
    Изд. АКТ. 2001. С. 198.
  11. Руге Ф. Война на море. 1939-1945. - М., Изд. АКТ. 1998. С.256.
  12. Боевой путь советского Военно-морского флота. С. 194.
  13. Тулейя Т., Вудворд Д. Указ. Соч. С. 439
  14. Морской флот. -2000. №7-8. С.42.
  15. Загадки ленд-лиза. Сб. - М., Вече.-2000. С. 353,383.