Цымлов В.Ф., г. Санкт-Петербург

ШКОЛЬНЫЕ УЧЕБНИКИ О ВОЙНЕ И ПРОБЛЕМЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ

Победа в Великой Отечественной войне – яркий пример героического подвига советского народа в защиту социалистического Отечества от германского фашизма, преследующего цель уничтожить Советский Союз, установить “новый мировой порядок” и “великую Германию” путем захвата чужих территорий и уничтожения миллионов непокорных народов и прежде всего славянских народов.

Как известно, зловещим планам не суждено было сбыться. Но целевая установка мирового империализма осталась неизменной, сменились только “ориентиры”: вместо военного уничтожения нашей страны, на первый план вышла “информационная война”. И во многом намеченные планы с помощью “пятой колонны” осуществлены: перестали существовать Советский Союз и мировая социалистическая система, мир из биполярного превратился в монополярный во главе с США с их глобалистской политикой.

В этих условиях возрастает роль и значение патриотического воспитания нашей молодежи на опыте Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., на примере тех поколений, которые приближали Победу как могли настоящие патриоты своей Родины.

Постановлением Правительства РФ от 16 февраля 2001 года №122 утверждена Государственная программа “Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы”, в которой констатируется постепенная утрата нашим обществом традиционно патриотического сознания и ставятся задачи по формированию личности – гражданина – патриота Родины, способного встать на защиту государственных интересов страны.1 Вместе с тем, к сожалению, в таком ответственном документе не нашлось места даже упоминанию о Великой Отечественной войне в защиту социалистического Отечества. В Постановлении указывается на необходимость создания учебников и учебных пособий по патриотическому воспитанию на славных боевых и трудовых традициях.

Назрела потребность провести своеобразную инвентаризацию школьных учебников о войне на основе новейших научных разработок истории Великой Отечественной войны ученых – патриотов.

К сожалению, не все рекомендованные для школьников и студентов учебники по Отечественной истории дают правдивую оценку Великой Отечественной войны, ее хода и итогов.

Данная проблема является актуальной, так как именно в школе формируется сознание новых поколении, не знавших войны и во многом мало интересующимися героическим периодом нашей истории.

Так, по некоторым опросам школьников, более половины не знают, когда началась и была Великая Отечественная война. А у второй половины опрошенных знания о войне ограничиваются самыми примитивными, а порой и искаженными взглядами, набором определенных стереотипов и мифов, внедренных современными СМИ и многими учебниками, написанными “по Соросу”. Проблема обостряется тем, что в качестве преподавателей, учителей по истории приходят молодые люди, сформировавшиеся в большинстве своем в антикоммунистическом, антисоветском духе. Участников войны становится все меньше и меньше.

По некоторым данным, сегодня в школах страны действуют около 40 учебных пособий по историческим дисциплинам, входящим в Федеральный компонент.2 Безусловно многие учебники написаны специалистами и в основном объективно, правдиво и интересно излагают важнейшие проблемы войны и тем самым способствуют патриотическому воспитанию молодежи.

Однако среди школьных учебников широко используются так называемые “альтернативные”, которые вызывают серьезные нарекания с точки зрения оценки событий, характера и целей войны Советского Союза во второй мировой войне. Среди них и нашумевший учебник А. Кредера “Новейшая история. ХХ век” для 9 класса, и учебник “История России. ХХ век” под редакцией

В. П. Дмитриева, и учебник “История Отечества 1936-1996гг” авторского коллектива В.П. Денисенко, В.С. Измозика, В.П. Островского, В.И. Старцева и др.

Внимательный анализ учебников такого рода позволяет сделать вывод об определенной системе взглядов, направленных на достижение конечной цели – очернения всего советского периода и “не выдержащего испытания социализма”.

Изначальный тезис авторов подобных учебников сводится к тому, что если бы не было “октябрьского переворота” большевиков, то войны вообще бы не было. Но подобный аргумент не выдерживает критики хотя бы потому, что Великая Отечественная война началась после 2-й мировой войны, в которой разрешались межимпериалистические противоречия.

Далее утверждается, что Советский Союз был главным зачинщиком войны, а Германия вынуждена вести превентивную войну. Но это утверждение не соответствует действительности. Нет документов, подтверждающих планирование нашим руководством нападения и закабаления Германии и ее народа.

Принимаются различного рода попытки доказать, что якобы Победу обеспечил не социалистический строй, советский народ под руководством Коммунистической партии и И.В. Сталина, а исключительно русский дух, традиции, православные ценности.

Некоторые вообще договариваются до того, что не надо было сопротивляться Германии, сдаться на милость победителю и жить как во всех “цивилизованных странах”.

Более того, оказывается та война не была в собственном смысле войной государств, а была лишь схваткой двух тиранов Гитлера и Сталина, в которой к сожалению победил второй.

Наносится и большой удар по таким ценностям, проявившимися в годы войны, как героизм, мужество, патриотизм и др. Осквернены имена настоящих патриотов А. Матросова, З. Космодемьянской, героев Краснодона и др. Дегероизация – это мощный удар по патриотическому воспитанию современной молодежи.

Наконец, не утихает волна фальсификаций относительно решающей роли Советского Союза во второй мировой и Великой Отечественной войне. Здесь и проблема “второго фронта”, и роль “ленд-лиза” и тп.

В результате такого изучения истории войны у школьников и студентов формируются качества манкурства, Иванов, не помнящих своего родства. Как справедливо отмечает А. Тарасов, учебник А. Кредера искажающий роль Советского Союза во второй мировой войне более всего напоминает учебное пособие для американского солдата времен “холодной войны”.3 … Невозможно представить; чтобы скажем, в США в государственных школах был принят учебник, созданный на иностранные деньги и подчиненный целям морального уничтожения американского народа, оплевывания истории США и восхваления идеологии и практики СССР.4

Если акцентировать внимание на событиях войны 1943 года – года коренного перелома в войне, то из названных учебников и пособий школьник узнает следующее.

В учебнике “История Отечества 1936-1996 гг.” противопоставляется Сталину “грамотное” руководство войсками полководцами – Жуковым, Рокоссовским, Василевским.5 Хотя в своих мемуарах они отмечают именно грамотное руководство Сталиным Сталинградской операцией. “Основная и решающая роль во всестороннем планировании и обеспечении крупной стратегической операции под Сталинградом, - отмечает Г. К. Жуков, - неоспоримо принадлежит Ставке Верховного Главнокомандования и Генеральному штабу”.6

Что касается оценки приказа Народного Комиссара Обороны Союза ССР № 227 от 38 июля 1942 г., где впервые сказано в категорической форме “Ни шагу назад!”, то назвать его “жестоким”, “безжалостным” не имеет смысла вне учета конкретной сложной и противоречивой обстановки того времени. Как отмечает М. Гареев, это был очень суровый и до предела жесткий документ, необходимый однако, в сложившихся условиях”.7 Такая же оценка содержится в мемуарах и произведениях военоначальников, писателей и др.

Не соответствует действительности и такое утверждение: “Ставка первоначально склонялась к организации широкой наступательной операции на юго-западном направлении. Сталин настаивал именно на таком варианте. Однако Жуков и Василевский считали, что особое внимание нужно уделить Курской дуге”.8 В мемуарах Жукова опровергается это утверждение как ложное.9

Анализируя учебники по войне, М. Гареев отмечает, “В исторических работах и учебниках, изданных в последние годы, в целом ряде случаев не только фальсифицируются исторические события, но и буквально во всем сквозит какая-то озлобленность и не приязнь авторов к собственной стране, ко всему достигнутому, что у нас действительно было”.10

В этих условиях Министерству образования Российской Федерации необходимо в ближайшее время обеспечить школьников и студентов квалифицированными учебниками по Отечественной истории с включением в авторские коллективы ученых - патриотов.

__________________________________

  1. О государственной программе “Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 гг.” // Российская газета, 2001, 12 марта.
  2. Гришукевич О. Хватит экспериментов над российской историей // Санкт-Петербургские ведомости, 1999, 10 июня.
  3. Тарасов А. Н. Молодежь как объект классового эксперимента // Свободная мысль, 2000, №1 – С.48.
  4. Там же, С.51.
  5. Денисенко В.П., Измозик В.С., Островский В.Н., Старцев В.Н. История Отечества 1936-1996 гг. Учебник для 11 кл.
  6. Жуков Г.К. Воспоминания и размышления. В трех томах. Т.2. М: Изд. “Новости”. 1992, С.339.
  7. Гареев М. Уроки Сталинграда // Свободная мысль. 1993, №1, С.87.
  8. История Отечества 1936-1996 гг. С.95-96.
  9. Жуков Г.К. Указанное произведение. Т.3. С.76.
  10. Гареев М. Уроки истории – на уроках в школе // Свободная мысль, 1998, №3, С.30.