Синицын В.Н., г. Курск

Бронепоезда в боевых действиях в ходе битвы на Курской дуге

Историками проделана значительная работа по изучению Курской битвы. И все-таки, сегодня нет оснований утверждать, что все стороны этого величайшего сражения минувшей войны изучены с достаточной полнотой и объективностью. В значительной мере это объясняется рядом субъективных и объективных причин, недостатком открытых документальных источников. Отсутствие должной документальной базы приводит к тому, что в различных изданиях появляются ошибочные сведения и толкования. К числу недостаточно изученных проблем боевых действий бронетанковых войск можно отнести боевую поддержку бронепоездами советских войск в битве на Курской дуге. На основании недавно рассекреченных документов Центрального архива Министерства обороны РФ в данной статье мы хотим впервые осветить аспекты боевого применения бронепоездов в ходе Курской битвы. В битве под Курском летом 1943 г. принимали участие 14 отдельных дивизионов бронепоездов (ОДБП) (10, 21, 29, 31, 37, 38, 40, 43, 45, 49, 54, 55, 58, 60), из них в полосе Западного фронта – 2 дивизиона, Брянского – 7, Центрального – 3, Воронежского – 21. Некоторые из бронепоездов оказались в самом эпицентре боев как на Северном (49-й ОДБП в районе станции Поныри), так и Южном (60-й ОДБП у станций Сажное и Гостищево) фасах Курской дуги.

Весной 1943г. 49-й ОДБП, входивший в состав 13-й армии был переброшен на северный фас Курской дуги2 . 27 апреля 1943г. бронепоезда №№ 663 и 704 двумя эшелонами прибыли на станцию Поныри. Их команды имели боевой опыт, участвуя в 1942 г. в отражении вражеских атак. Командир 49-го дивизиона майор Копылов получил приказ штаба артиллерии 13-й армии вести разведку, отражать атаки фашистских самолетов. 5 июля 1943г. фашисты перешли в наступление под Понырями. И уже на следующий день бронепоезда 49-го ОДБП вышли на позиции, огнем поддерживая части 307-й и 81-й стрелковых дивизий, сдерживавших натиск врага. Об их бое в документах Центрального архива МО указано по-военному кратко: “6.07.43г. в 9.00 бронепоезд 663 (командир ст. лейтенант Холмогоров) в третий огневой налет отразил атаку 18, а затем еще 13 немецких самолетов. Они сбросили бомбы, пикировали над поездом. Но благодаря выдержке машиниста М.Ф. Щипачева бронепоезд был сохранен”. 9 июля 1943г., когда сложилась тяжелая обстановка, бронепоезд № 704 был придан 4-й гвардейской воздушно-десантной дивизии и отразил десятки атак фашистов на юго-западной окраине поселка и в районе вокзала ст. Поныри. За несколько минут боя им было выпущено 600 снарядов. Бронепоезд поддерживал оборону гвардейцев, выполнявших приказ генерала армии К.К. Рокоссовского: “Понырей не сдавать!”3. Более суток команда бронепоезда № 704 не выходила из боя. Командующий бронетанковыми войсками 13-й армии генерал-майор М.А. Королев вызвал по телефону командира капитана Б.В. Шелохова и поблагодарил весь личный состав за храбрость4. С 6 по 16 июля 1943 г. бронепоезда № 663 и № 704 уничтожили до 850 вражеских солдат и офицеров5.

В конце апреля 1943 г. на станцию Ливны железной дороги им. Ф.Э. Дзержинского прибыли два бронепоезда № 736 “Узбекистан” и № 742 “Патриот” 58-го отдельного дивизиона. Бронепоезд № 736 был построен рабочими паровозного депо Ташкент, а бронепоезд № 742 “Патриот” был сооружен в Ишимском паровозном депо Омской железной дороги6. Вскоре бронепоезда 58-го ОДБП под командованием майора И.С. Мириджанова были переброшены на ст. Льгов Московско-Киевской железной дороги. Перед командованием 58-го дивизиона была поставлена задача – охранять участок Колонтаевка-Коренево, поддерживать артиллерийским огнём части 121-й и 141-й стрелковых дивизий 60-й армии Центрального фронта. В ходе боев на Курской дуге бронепоезда 58-го дивизиона подвергались частым и ожесточенным бомбежкам врага. Только в течение шести дней, с 30 июля по 5 августа 1943 г. на места их стоянки было совершено более 100 самолето-налетов, сброшено 1200 бомб, в тринадцати местах разрушено железнодорожное полотно.

…Одна из бомб попала в будку машиниста паровоза бронепоезда № 742, серьезно повредив броню. Взрывом еще одной бомбы паровоз был свален с рельсов, разбило броневое покрытие дышлового механизма. В течение двух часов личный состав дивизиона восстановил повреждения железнодорожного полотна, бронепаровоз был поставлен на рельсы. 2 августа 1943г. в ходе налета зенитчики бронепоезда № 736 сбили два “Юнкерса-88”, а пулеметчики взвода ПВО бронепоезда № 742 – один “Юнкерс-88”7. Большую помощь в восстановительных работах экипажам бронепоездов оказали ремонтные бригады из Льговской дистанции пути.

В дни Курской битвы отважно сражались бойцы бронепоездов № 676 “Североказахстанец” и № 685 “имени Кирова” 40-го ОДБП. С 18 июня 1943 г. бронепоезда 40-го дивизиона базировались на станции Мармыжи железной дороги им. Ф.Э. Дзержинского, защищая небо от воздушных налетов. Станция Мармыжи являлась важнейшим узлом, через который шел поток эшелонов с войсками, боевой техникой, боеприпасами и вооружением для Центрального фронта. Каждую ночь гитлеровские самолеты бомбили Мармыжи, проходящие воинские эшелоны. Так в ночь с 21 на 22 июня 1943г., в ходе воздушного налета, пулеметчики бронепоезда № 685 открыли ураганный огонь. Вражеские летчики не смогли выполнить поставленной перед ними боевой задачи. В июле 1943г. зенитчики 40-го ОДБП отбили десятки воздушных атак противника8.

С мая 1942г. в составе 3-й армии Брянского фронта сражались бронепоезда № 659 “Козьма Минин” и № 702 “Илья Муромец” 31-го отдельного Горьковского дивизиона. 21 апреля 1943 г. 31-й ОДБП был передан в подчинение командующего автобронетанковыми войсками 61-й армии и был направлен на железнодорожный участок Белев-Слаговище. Зенитчикам бронепоездов часто приходилось вести напряженную борьбу с авиацией противника. В июле-августе 1943г. зенитным огнем бронепоездов было сбито шесть вражеских самолетов9. Отважно действовали боевые экипажи бронепоездов “Козьма Минин” (командир – капитан Т.П. Белов), “Илья Муромец” (капитан Н.Я. Клочко), обеспечивая в дни Курской битвы огневую поддержку войскам 61-й армии.

С 21 апреля 1943г. бронепоезда № 705 “Народный мститель” и № 656 “Роза Люксембург” 10-го ОДБП находились в составе 3-й армии Брянского фронта. 25 июня 1943г. бронепоезд № 656 был передислоцирован на станцию Скуратово. Командир 10-го ОДБП подполковник П.М. Бойко обязал экипаж бронепоезда прикрывать станцию с воздуха, охранять железнодорожный участок Горбачево – Выползово от воздушных десантов противника. В июле 1943г. совместно с 55-м ОДБП бронепоезда 10-го дивизиона совместно с 55-м ОДБП провели 14 боев с противником10.

С февраля 1942 г. под станцией Сухиничи в составе 16-й армии сражались бронепоезда №№ 652 и 711 43-го ОДБП. В ходе Курской битвы они поддерживали войска 324-й стрелковой дивизии 50-й армии Западного фронта. Так в период с 13 по 15 июля 1943г. при огневой поддержке наступления 369-го стрелкового полка огнем бронепоезда № 652 был подавлен огонь пяти минометных батарей, 10 пулеметных точек, более 250 гитлеровцев, был сбит самолет противника11. Боевые машины 43-го ОДБП (командир капитан М.М. Барляев) в тесном взаимодействии с бронепоездами 21-го дивизиона поддерживали наступление частей 413-й стрелковой дивизии. В этих боях отличились командиры бронепоездов № 652 старший лейтенант А.Н. Беспалов, № 711 старший лейтенант Зайцев, награжденные орденами Красной Звезды.

Наиболее трагично в начале Курской битвы сложилась судьба броневых поездов 60-го отдельного дивизиона (командир майор В.Б. Панич). С 16 июня 1943г. бронепоезда дивизиона № 737 (командир капитан В.П. Павелко) и № 746 “Московский метрополитен” (капитан Б.П. Есин) в составе 6-й гвардейской армии Воронежского фронта дислоцировались на станциях Гостищево и Сажное Южной железной дороги12. 7 июля 1943 г. в ходе наступления гитлеровцев на южном фасе Курской дуги бронепоезда № 737 и № 746 были разбиты вражеской авиацией и танками на участке Сажное – Беленихино13. Как вспоминал очевидец этого боя В.М. Зоткин, “орудия одно за другим, вышли из строя. Все меньше оставалось бойцов в экипаже поездов. Они не могли покинуть бронеплощадки: за их пределами от рвущихся бомб живому не было места. Вскоре на колее остались груды растерзанного металла, в середине которых дымили остатки паровозов”14.

Приведенные в статье факты, основанные на глубоком изучении архивных документов, свидетельствуют о важной роли, которую играли экипажи бронепоездов в сражении на Огненной дуге летом 1943г.

___________________________________

  1. Русский архив: Великая Отечественная: Курская битва. Документы и материалы. 27 марта – 23 августа 1943г. Т.15 (4-4), М., 1997, С. 401,416;
  2. В пламени сражений. Боевой путь 13-й армии/ под ред. Генерала М.А. Козлова. М., 1973. С. 69;
  3. ЦАМО РФ, Ф. 49 ОДБП, Оп. 328246, Д. 1, Л. 16;
  4. Курский край, Научн.-историч. журнал, 2002, № 1-2 (21-22), С. 49;
  5. ЦАМО РФ, Ф. 49 ОДБП, Оп. 328246, Д. 1, Л. 17;
  6. ЦАМО РФ, Ф. 58 ОДБП, Оп. 327775, Д. 1, Л. 5;

  1. там же, Л. 6-8;
  2. ЦАМО РФ, Ф.40 ОДБП, Оп. 100595, Д. 2, ЛЛ. 7, 12;
  3. ЦАМО РФ, Ф. 31 ОГВДБП, Оп. 328235, Д. 1, Л. 2-3;
  4. ЦАМО РФ, Ф. 10 ОДБП, Оп. 86115, Д. 10, Л. 45-46;
  5. ЦАМО РФ, Ф. 43 ОДБП, Оп. 349739, Д. 1, Л. 4-5;
  6. ЦАМО РФ, Ф. 60 ОДБП, Оп. 36967, Д.1, Л. 36;
  7. Паничкин В.К. На рельсах огненной дуги//На рельсах огненной дуги. Сб. воспоминаний. – Харьков, 1988, С. 39-41;

14 Цит. по: Ефимьев А.В., Манжосов А.Н., Сидоров П.Ф. Бронепоезда в Великой Отечественной войне 1941-1945гг. – М., 1992 – С. 202-203.