Пузевич Н.И., г. Братск

Эвакуация и восстановление в Восточной Сибири оборонных предприятий

Советское правительство в связи с резким осложнением обстановки на советско-германском фронте, с первых же дней войны вынуждено было предпринимать экстренные меры по эвакуации из зоны боевых действий материальных ценностей и трудовых ресурсов. Эвакуация представляла собой одну из важнейших задач и составных частей военной перестройки экономики страны.

Современная отечественная историография содержит немало научных трудов по данной проблеме, в том числе работы М.Г.Акулова, Г.А.Докучаева, Г.С.Кравченко, И.И.Кузнецова, Я.Е.Чадаева (1). Однако исследование эвакуации оборонных предприятий в Восточную Сибирь, их восстановления и вклада в общую Победу над врагом, до сих пор содержит в себе немало “белых пятен”.

Перед органами государственной и партийной власти всех уровней была поставлена важнейшая задача – в условиях отступления Красной Армии не только предупредить захват противником оборудования заводов, фабрик, электростанций и другого имущества, но все это, с минимальными потерями, вывезти в тыловые регионы страны и там восстановить, организовать их работу по выпуску продукции, в которой остро нуждался фронт. ЦК ВКП(б), СНК СССР 24 июня 1941 г. приняли совместное постановление № 1740-сс “О создании Совета по эвакуации”(2). В данном документе была определена основная функция этого чрезвычайного органа – руководство эвакуацией населения, учреждений, военных и иных грузов, оборудования предприятий и других ценностей. В этот же день Политбюро ЦК ВКП(б) рассмотрело и одобрило решение правительства о перемещении в тыл предприятий авиационной промышленности, а также об ускорении строительства авиазаводов-дублеров в восточных районах страны. 27 июня 1941 г. ЦК ВКП(б) и Совнарком СССР приняли постановление “О порядке вывоза и размещения людских контингентов и ценного имущества” (3). Это постановление было затем дополнено директивой Государственного комитета обороны от 7 августа 1941 г., согласно которой при размещении эвакуированных предприятий на новых местах преимущество во всех отношениях должно было отдаваться заводам, выпускавшим военную продукцию, а также предприятиям цветной, специальной черной металлургии и химической промышленности (4). По указанию правительства при наркоматах и ведомствах были образованы специальные бюро и комиссии по эвакуации. Контроль за эвакуацией осуществляла созданная при Совете по эвакуации группа инспекторов во главе с заместителем председателя Совета А.Н. Косыгиным (5). 16 июля 1941 г. постановлением ГКО был создан новый Совет по эвакуации в составе: Н.М. Шверника (председатель), А.Н. Косыгина (заместитель), М.Г. Первухина (заместитель), А.И. Микояна, Б.Н. Арутюнова, Г.П. Косяченко и В.С. Абакумова (6). В конце сентября 1941 г. в состав Совета в качестве заместителя председателя был введен К.Д. Памфилов (7).

В восточные районы страны в течение июля-ноября 1941 г. было перебазировано 1523 промышленных предприятий, в том числе 1360 крупных, главным образом военных заводов. Регионом, для размещения эвакуированных заводов, фабрик, учреждений была определена и Восточная Сибирь, здесь разместилось 78 промышленных предприятий, в том числе оборонных. Главной базой для приема эвакуированных в Восточную Сибирь производительных сил стал Красноярский край. Начиная с сентября по декабрь 1941 г. сюда прибыло 35 крупных заводов и фабрик. В соответствии с постановлением ГКО № 99-сс от 11 июля 1941 г. в Красноярск были эвакуированы из Ленинграда два оборонные предприятия: Радиозавод № 327 им. М.В. Фрунзе с 1600 рабочими и Научно-исследовательский институт № 9 (НИИ-9), принадлежавшие Наркомату электропромышленности СССР(8). Они были размещены в зданиях Лесотехнического и Педагогического институтов. До эвакуации завод № 327 выпускал для Военно-Воздушных Сил мощные аэродромные радиостанции, телемеханическую аппаратуру и приборы слепой посадки самолетов. Его прибывшее оборудование насчитывало 294 единицы, в основном это были металлорежущие станки и прессы. Станочный парк НИИ-9 составлял 276 единиц, трудовой коллектив состоял из 1385 человек. На новой базе заводу № 327, согласно приказу наркома электропромышленности СССР № 339-сс, наряду с основным, было определено дополнительное задание по выпуску стрелкового оружия – пистолетов-пулеметов Шпагина (ППШ). В тяжелейших условиях завод был восстановлен и приступил к работе. Выпускались радиостанции РСГК, РКС, РБ, искатели, радиомаяки “Колба”, диапазонные возбудители, ППШ. В Красноярск на базу Авиаремонтного предприятия им. Побежимова был эвакуирован из г. Лаптево Тульской области Авиационный завод № 477 “Стрела”(9). Прибытие эшелонов с его оборудованием началось 7 ноября и продолжалось до 10 декабря 1941 г. Установка станков шла форсированными темпами. Вскоре произошло объединение обоих предприятий в одно, получившее название Красноярский авиационный завод № 477 им. Побежимова. На 1942 г. было определено задание по выпуску запасных частей для скоростных бомбардировщиков. Незамедлительно осваивалось производство бомболюков, шпангоутов, заливных и расширительных бачков, масло- и бензобаков, рулей поворота и глубины. Задание по выпуску оборонной продукции было выполнено в 1942 г. на 110,4 процента(10). Здесь трудилось немало передовиков производства, настоящих патриотов своей Родины. Так, токарь шестого разряда М.Н. Андреев в четвертом квартале 1942 г. выполнял норму на 230 процентов. Согласно решению Совета по эвакуации в Красноярск на базу местного Машиностроительного завода № 586 было направлено сразу три оборонных предприятия Наркомата вооружения: Артиллерийский завод № 4 им. К.Е. Ворошилова, Калужский завод № 589 и Ленинградский завод № 7 им. В.В. Куйбышева(11). Завод № 4 до эвакуации размещался в г. Коломна Московской области, где выпускал 37-мм автоматические зенитные орудия. Еще задолго до прибытия железнодорожных составом с оборудованием предприятий, на Красноярском машиностроительном заводе развернулась подготовительная работа. Эшелоны с оборудованием шли с конца октября и до 3 декабря 1941 г. Всего за этот период поступило 29 эшелонов. Прибыло также 15849 человек, в том числе 2230 рабочих, 981 инженерно-технический работник, 459 служащих и 12179 членов семей (12). Остро встала жилищная проблема, решением которой занимались местные органы власти и краевое Управление НКВД. В 1943 г. Красноярский артиллерийский завод № 4 уже представлял из себя крупное оборонное предприятие, выпускавшее не только зенитные орудия, но и фугасные авиационные бомбы, минометы и другое вооружение. В 1943 г. в Красноярске было восстановлено и действовало 11 эвакуированных оборонных предприятий(13).

Вторым основным районом размещения эвакуированных производительных сил в Восточной Сибири была Иркутская область, в частности Иркутск, Черемхово, Усолье-Сибирское и Свирск. В соответствии с решениями Совета по эвакуации в область прибыло 22 крупных предприятия, около 10 трестов и сырьевых баз. В октябре 1941 г. на территорию Иркутского авиационного завода № 125 им. И.В. Сталина начали прибывать эшелоны с оборудованием Московского авиационного завода № 39 им. В.Р. Менжинского . 8 декабря 1941 г. был издан приказ народного комиссара авиационной промышленности СССР № 1139 об объединении двух заводов – им. Сталина и им. Менжинского. С 19 декабря 1941 г. это было уже одно предприятие, которое стало называться ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени авиационный завод № 39 им. И.В. Сталина. Иркутские авиастроители выпускали фронтовой пикирующий бомбардировщик Пе-2. В 1941 г. было построено 144 самолета, а в 1942-1943 гг. 592 машины этого типа(14). С августа 1942 г. начались работы по подготовке производственных мощностей завода к выпуску двухмоторного дальнего бомбардировщика Ил-4. В течение 1942-1944 гг. Иркутским авиационным заводом № 39 было построено 869 таких самолетов (15).

В Читу был эвакуирован Киевский авиационный завод, который после быстрого восстановления начал производство изделий для самолетов СБ и Ил-2. В Улан-Удэ была эвакуирована часть оборудования Московского авиационного завода № 39 им. Менжинского с 1000 рабочих. Прибывший станочный парк был использован для увеличения потенциала Улан-Удэнского авиационного завода № 99.

Таким образом, к 1943 г. в Восточной Сибири были полностью восстановлены и вышли на расчетные мощности все эвакуированные сюда предприятия оборонной промышленности, внесшие огромный вклад в достижение Победы над нацистской Германией в годы Великой Отечественной войны.

______________________________________

  1. Акулов М.Р. Промышленное развитие Сибири в годы Великой Отечественной войны. – Ставрополь, 1967; Докучаев Г.А. Сибирский тыл в Великой Отечественной войне. – Новосибирск, 1968; Кравченко Г.С. Военная экономика СССР 1941-1945. – М.: Воениздат, 1963; его же. Экономика СССР в годы Великой Отечественной войны. 2-е изд. – М., 1970; Кузнецов И.И. Восточная Сибирь в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. – Иркутск: Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1974.; Чадаев Я.Е. Экономика СССР в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.). 2-е изд. – М.: Мысль, 1985.
  2. Известия ЦК КПСС. – 1990. - № 6. – С. 201.
  3. История Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. в шести томах. – Т.2. – М.: Воениздат, 1963. – С. 143.
  4. Там же.
  5. Там же.
  6. Известия ЦК КПСС. – 1990. - № 7. – С. 213.
  7. Погребной Л.И. О деятельности Совета по эвакуации. – В кн.: Эшелоны идут на восток. – М.: Наука. – С. 201-202.
  8. Центр хранения и изучения документов новейшей истории Красноярского края (ЦХИДНИКК). Ф. 26. Оп. 3. Д. 4. Л. 83.
  9. Там же. Ф. 17. Оп. 1. Д. 732. Л. 215.
  10. Там же.
  11. Государственный архив Красноярского края (ГАКК). Ф. Р-1880. Оп. 1.Д.1. Л. 16.
  12. ЦХИДНИКК. Ф.26. Оп. 3. Д. 4. Л. 174-176, 180.
  13. Там же. Ф. 17. Оп. 17. Д. 648. л. 132.
  14. Центр документации новейшей истории Иркутской области (ЦДНИИО). Ф. 127. Оп. 1. Д. 777. Л. 53.
  15. Самолеты из Иркутска: в зеркале времени. – Выпуск самолетов на Иркутском авиационном производственном объединении 1934-1997 гг. – Иркутск, 1997. - С. 1.