Бредихин В.Е., г. Тамбов
Роль комсомола в подготовке военных специалистов в системе всеобуча в годы Великой Отечественной войны
(на материалах Тамбовской области)
С первых дней войны в целях подготовки боевых резервов для армии ВЛКСМ вместе с государственными и партийными органами развернул работу по военному обучению молодежи. 23 июня 1941 г. ЦК ВЛКСМ принял постановление “О работе комсомольских организаций в связи с войной советского народа против гитлеровских захватчиков”, согласно которому каждый комсомолец должен был пройти курс военной подготовки. В постановлении были изложены задачи комсомольских организаций в военное время, в частности, организация подготовки совместно с органами ОСОАВИАХИМа ворошиловских стрелков и всадников, пулеметчиков, снайперов, радистов, парашютистов и т.п., проведение совместно с органами Красного Креста набора на курсы медсестер и сандружинниц [1. Л. 11 – 13]. Руководствуясь этим постановлением, а также директивой обкома комсомола [2. Л. 195], городские и районные комсомольские организации Тамбовской области с первых дней войны приняли участие в создании и комплектовании кружков и групп по подготовке связистов, медсестер, сандружинниц, инструкторов ПВХО. К августу 1941 г. в области было подготовлено 250 связистов, 4000 инструкторов ПВХО, свыше 700 медсестер и 2300 сандружинниц [3].
17 сентября 1941 г. Государственный комитет обороны принял постановление “О всеобщем обучении военному делу граждан СССР”. Согласно этому постановлению в стране создавалась система военного обучения граждан (всевобуч), в рамках которой должна была осуществляться подготовка боевых резервов для фронта. Обучение в подразделениях всевобуча проходило по специальной 110-часовой программе подготовки. Тогда же на бюро Тамбовского обкома ВЛКСМ был рассмотрен вопрос об участии областной комсомольской организации в выполнении этого постановления. Было принято решение, в котором, в частности, указывалось, что райкомы и горкомы ВЛКСМ должны развернуть пропагандистскую работу по разъяснению этого постановления населению, помочь военкоматам учесть всех граждан мужского пола, подлежащих военному обучению, оказывать практическую помощь командно-политическому составу, выступать перед молодежью с докладами на военные и политические темы, организовать изготовление учебных пособий, создать на предприятиях, в учреждениях, колхозах, городах и районах военные кабинеты и т. д. В горкомах и райкомах ВЛКСМ вводилась должность секретаря по военной работе, на которую назначались лица из числа активистов, знающих военное дело [4. Л. 6 – 8].
19 сентября 1941 г. ЦК ВЛКСМ принял постановление об участии комсомольских организаций во всеобщем военном обучении граждан (всевобуче), и с 1 октября занятия по этой системе начались в Тамбовской области [5]. Организации всевобуча представляли собой военизированные формирования. Граждане, проходившие в них обучение, назывались бойцами и на время учебы сводились в подразделения (роты, взводы, отделения). Обучением занимались инструкторы, подбор которых происходил при участии райкомов и горкомов ВЛКСМ. 4 октября 1941 г. в подразделениях всевобуча Тамбовской области была введена должность заместителя политрука, в чьи обязанности входила учебно-воспитательная работа среди молодых бойцов. На эту должность назначались комсомольские работники [4. Л. 33].
Весь объем работ по организации военного обучения молодежи в системе всевобуча выполнить было непросто, и уже в начале октября 1941 г. обком ВЛКСМ указывал райкомам и горкомам на недостатки в проводимой работе: ''…многие РК, ГК, первичные организации до сих пор не приняли реальных мер по оборудованию военно-учебных пунктов, не развернули массово-политическую работу среди молодежи, подлежащей обучению''. Райкомы и горкомы ВЛКСМ получили указание закончить оборудование военно-учебных пунктов (ВУПов) к 9 октября и к 10 ноября изготовить силами комсомольцев и молодежи учебные пособия: 2000 макетов винтовок, 3000 болванок гранат, 355 чучел для рукопашного боя и 55 макетов танков [4. Л. 31, 32, 34 – 36]. Участие комсомольцев во всевобуче в целом по области не могло удовлетворить комсомольское руководство [4. Л. 41 – 44; 6. Л. 117 об.; 7. Л. 23 – 26, 165 – 166].
Из-за огромных потерь на фронте армии требовались обученные резервы, в том числе истребители танков, подрывники, минометчики и стрелки (автоматчики, пулеметчики и снайперы). Подготовка этих специалистов в системе всевобуча и стала осуществляться на ВУПах Тамбовской области с ноября 1941 г., но в полном объеме развернулась только с февраля 1942 г., когда, в соответствии с решением ЦК ВЛКСМ, Тамбовским обкомом было принято постановление о создании в области специальных резервных комсомольско-молодежных формирований. Согласно ему горкомы и райкомы ВЛКСМ к 22 февраля 1942 г. должны были совместно с военкоматами завершить набор комсомольцев и молодежи в подразделения истребителей танков, автоматчиков, минометчиков, станковых пулеметчиков и снайперов первой очереди и с 25 февраля приступить к занятиям по специальным программам. Резервные комсомольско-молодежные формирования проходили обучение в системе всевобуча и комплектовались бойцами в возрасте от 17 до 30 лет, прошедшими его 110-часовую программу подготовки. Ответственность за материальное и командно-политическое обеспечение возлагалась на райкомы и горкомы ВЛКСМ совместно с органами всевобуча [8. Л. 56 – 58].
За 1941 – 1944 гг. в Тамбовской области была осуществлена подготовка 6 очередей всевобуча и специальных комсомольско – молодежных формирований (см. таблицу 1). Основой контингента обучающихся стали граждане 1924 – 1927 г. рождения. 8 апреля 1943 г. в соответствии с решением ЦК ВЛКСМ Тамбовский обком ВЛКСМ принял постановление о создании в области специальных комсомольско-молодежных женских подразделений по специальностям стрелков, радистов, телеграфистов и телефонистов. Подразделения проходили подготовку в системе всевобуча и комплектовались девушками в возрасте от 18 до 26 лет с образованием не ниже 7 классов (в группах стрелков не ниже 4 классов). За 1943 – 1944 гг. была осуществлена подготовка трех таких очередей (см таблицу 2) [9. Л. 6, 25; 10. Л. 65].
Таблица 1. Подготовка специалистов в мужских подразделениях всевобуча.
Очередь |
Подготовлено военных специалистов |
Итого |
Среди них комсомольцев, % |
|||||||
Стрелки |
Автоматчики |
Истребители танков |
Снайперы |
Ручные пулеметчики |
Станковые пулеметчики |
Минометчики |
Стрелки противотанко вых ружей |
|||
1-я 2-я 3-я 4-я 5-я 6-я |
24202 19440 19094 15305 2499 14000 |
570 738 870 1072 862 1060 |
855 691 593 762 — — |
308 498 699 561 1053 280 |
— 350 493 452 123 580 |
338 379 525 454 422 592 |
300 340 448 657 400 950 |
— — 207 421 553 330 |
26573 22436 22929 19684 5912 17792 |
26,3 37,2 42,5 32,6 46,8 41,4 |
Все го |
94540 |
5172 |
2901 |
3399 |
1998 |
2710 |
3095 |
1511 |
115326 |
Таблица 2. Подготовка специалистов в женских подразделениях всевобуча.
Очередь |
Подготовлено военных специалистов |
Итого |
|||||||
Снайперов |
Ручных пулеметчиков |
Автомат чиков |
Миномет чиков |
Дорожных эксплуата торов |
Телефонистов |
Телеграфистов |
Радистов |
||
1-я 2-я 3-я |
302 505 435 |
92 — — |
50 — — |
34 — — |
— 260 — |
— 258 182 |
— 133 117 |
— 130 196 |
478 1281 930 |
Всего |
1242 |
92 |
50 |
34 |
260 |
435 |
250 |
326 |
2689 |
Тамбовский комсомол приложил немалые усилия к организации процесса обучения этих очередей. Прежде всего это относится к подготовке военных специалистов в специальных комсомольско-молодежных формированиях, за которую секретари ГК и РК ВЛКСМ согласно постановлению обкома комсомола от 5 мая 1942 г. несли персональную ответственность. Комсомольские организации совместно с военкоматами осуществляли подбор командного и политического состава подразделений, оказывали помощь в подборе и оборудовании помещений военно-учебных пунктов (ВУПов), контролировали политико-воспитательную работу среди бойцов, организовывали для них встречи с участниками войны [7. Л. 1 – 3; 9. Л. 27]. Много сделал тамбовский комсомол в плане обеспечения подразделений макетами оружия и боевой техники. Так, в целях устранения нехватки учебного оружия, имевшей место в подразделениях 1-й очереди, бюро обкома ВЛКСМ приняло 20 апреля постановление, в котором обязало горкомы и райкомы организовать силами комсомольцев и молодежи изготовление 4000 макетов винтовок, 250 чучел для рукопашного боя, 27 макетов танков, 3500 болванок гранат и 3500 макетов бутылок с зажигательной смесью [8. Л. 143, 153, 154]. В процессе обучения 6-й очереди всевобуча местными силами было изготовлено 9000 деревянных ружей, 12000 болванок гранат, 3693 саперных лопаток [9. Л. 26]. В целом, если в первых трех очередях наблюдался недостаток учебного оружия, то в последствии положение улучшилось (см. таблицу 3) [9. Л. 7].
В количественном плане дела с подготовкой военных специалистов в системе всевобуча Тамбовской области обстояли благополучно. Планы подготовки бойцов спецподразделений по очередям выполнялись и перевыполнялись [7. Л. 1 – 3; 9. Л. 25; 11. Л. 18; 12. Л. 5]. Средний бал сдачи проверочных испытаний составлял среди стрелков 3,8 (данные 6-й очереди), среди бойцов спецподразделний – 3,8 – 3,9 [9. Л. 25; 13. Л. 28]. Подготовка бойцов в системе всевобуча Тамбовской области проверялась представителями военного округа и Главсевобуча и была признана удовлетворительной [14. Л. 5].
Таблица 3. Обеспечение очередей всевобуча учебным оружием.
Наименование оружия |
Количество оружия по очередям |
|||||
1-я |
2-я |
3-я |
4-я |
5-я |
6-я |
|
|
23 — 3350 393 19 — 2300 |
294 18 4100 410 19 — 2300 |
173 20 5900 292 142 — 3400 |
446 21 6579 292 142 6 4330 |
450 21 6579 196 76 6 6047 |
715 26 15950 1326 200 1406 7500 |
Политико – воспитательная работа на ВУПах, проводившаяся исключительно коммунистами и комсомольцами, сводилась в основном к 10 – 15-минутным политинформациям. Там, где политсостав относился к своим обязанностям более добросовестно, делались доклады на военные и исторические темы, выпускались стенгазеты и боевые листки, организовывались встречи с фронтовиками [9. Л. 27; 14. Л. 5]. Цель политико – воспитательной работы на ВУПах была ясно определена в постановлении бюро обкома ВЛКСМ от 17 июля 1942 г.: “Главное в этой работе должно заключаться в том, чтобы воспитать в молодежи лютую неугасимую ненависть к врагу, готовность мужественно и бесстрашно сражаться на поле боя” [7. Л. 76 – 77].
Однако в процессе подготовки резервистов имели место и крупные недостатки в плане как боевой так и политической работы на ВУПах. Особенно это заметно проявилось в ходе подготовки 1-й и 2-й очередей. Среди характерных недостатков можно перечислить плохое качество обучения, преобладание теории над практикой, условность при проведении практических занятий (например, штыковой бой в ряде мест бойцы отрабатывали “рукомаханием”), низкую их посещаемость и слабую дисциплину бойцов. В учебных кабинетах нередко отсутствовали наглядные пособия. Политруки и их заместители часто не имели планов работы и не присутствовали на практических занятиях, ограничиваясь в своей работе короткими информационными сообщениями [8. Л. 106 – 107; 11. Л. 22 – 24]. Вот что сообщал на IV областной комсомольской конференции (июль 1944 г.) секретарь Рассказовского ГК ВЛКСМ: “Я была на учпункте и прямо скажу, что наша молодежь не знает частей винтовки… дисциплина крайне слабая. Это зависит в первую очередь от командиров учпунктов, они сами недисциплинированные. Сбор в 8 часов, они являются в 10” [15. Л. 46 – 47]. Слабый контроль за ходом обучения бойцов осуществляли и комсомольские организации, особенно в плане их политической подготовки [7. Л. 76 – 77].
Следует заметить, что в ходе подготовки 3-й – 6-й очередей всевобуча эти недостатки были сглажены [9. Л. 25; 12. Л. 6].
Всего за годы войны в Тамбовской области было подготовлено 135926 военных специалистов – мужчин, 2689 специалистов – женщин [14. Л. 5]. Областная комсомольская организация провела большую работу по изготовлению учебных пособий для подразделений всевобуча, активно участвовала в мобилизации военных специалистов на фронт. Очевидно, что комсомолу приходилось решать серьезные задачи по вовлечению комсомольцев и молодежи в систему военного обучения, по организации военно-политической работы на ВУПах, по обеспечению их материальными ресурсами и, несмотря на крупные недостатки в решении этих задач, основная их часть была выполнена.
______________________________________