Бредихин В.Е., г. Тамбов

Роль комсомола в подготовке военных специалистов в системе всеобуча в годы Великой Отечественной войны

(на материалах Тамбовской области)

С первых дней войны в целях подготовки боевых резервов для армии ВЛКСМ вместе с государственными и партийными органами развернул работу по военному обучению молодежи. 23 июня 1941 г. ЦК ВЛКСМ принял постановление “О работе комсомольских организаций в связи с войной советского народа против гитлеровских захватчиков”, согласно которому каждый комсомолец должен был пройти курс военной подготовки. В постановлении были изложены задачи комсомольских организаций в военное время, в частности, организация подготовки совместно с органами ОСОАВИАХИМа ворошиловских стрелков и всадников, пулеметчиков, снайперов, радистов, парашютистов и т.п., проведение совместно с органами Красного Креста набора на курсы медсестер и сандружинниц [1. Л. 11 – 13]. Руководствуясь этим постановлением, а также директивой обкома комсомола [2. Л. 195], городские и районные комсомольские организации Тамбовской области с первых дней войны приняли участие в создании и комплектовании кружков и групп по подготовке связистов, медсестер, сандружинниц, инструкторов ПВХО. К августу 1941 г. в области было подготовлено 250 связистов, 4000 инструкторов ПВХО, свыше 700 медсестер и 2300 сандружинниц [3].

17 сентября 1941 г. Государственный комитет обороны принял постановление “О всеобщем обучении военному делу граждан СССР”. Согласно этому постановлению в стране создавалась система военного обучения граждан (всевобуч), в рамках которой должна была осуществляться подготовка боевых резервов для фронта. Обучение в подразделениях всевобуча проходило по специальной 110-часовой программе подготовки. Тогда же на бюро Тамбовского обкома ВЛКСМ был рассмотрен вопрос об участии областной комсомольской организации в выполнении этого постановления. Было принято решение, в котором, в частности, указывалось, что райкомы и горкомы ВЛКСМ должны развернуть пропагандистскую работу по разъяснению этого постановления населению, помочь военкоматам учесть всех граждан мужского пола, подлежащих военному обучению, оказывать практическую помощь командно-политическому составу, выступать перед молодежью с докладами на военные и политические темы, организовать изготовление учебных пособий, создать на предприятиях, в учреждениях, колхозах, городах и районах военные кабинеты и т. д. В горкомах и райкомах ВЛКСМ вводилась должность секретаря по военной работе, на которую назначались лица из числа активистов, знающих военное дело [4. Л. 6 – 8].

19 сентября 1941 г. ЦК ВЛКСМ принял постановление об участии комсомольских организаций во всеобщем военном обучении граждан (всевобуче), и с 1 октября занятия по этой системе начались в Тамбовской области [5]. Организации всевобуча представляли собой военизированные формирования. Граждане, проходившие в них обучение, назывались бойцами и на время учебы сводились в подразделения (роты, взводы, отделения). Обучением занимались инструкторы, подбор которых происходил при участии райкомов и горкомов ВЛКСМ. 4 октября 1941 г. в подразделениях всевобуча Тамбовской области была введена должность заместителя политрука, в чьи обязанности входила учебно-воспитательная работа среди молодых бойцов. На эту должность назначались комсомольские работники [4. Л. 33].

Весь объем работ по организации военного обучения молодежи в системе всевобуча выполнить было непросто, и уже в начале октября 1941 г. обком ВЛКСМ указывал райкомам и горкомам на недостатки в проводимой работе: ''…многие РК, ГК, первичные организации до сих пор не приняли реальных мер по оборудованию военно-учебных пунктов, не развернули массово-политическую работу среди молодежи, подлежащей обучению''. Райкомы и горкомы ВЛКСМ получили указание закончить оборудование военно-учебных пунктов (ВУПов) к 9 октября и к 10 ноября изготовить силами комсомольцев и молодежи учебные пособия: 2000 макетов винтовок, 3000 болванок гранат, 355 чучел для рукопашного боя и 55 макетов танков [4. Л. 31, 32, 34 – 36]. Участие комсомольцев во всевобуче в целом по области не могло удовлетворить комсомольское руководство [4. Л. 41 – 44; 6. Л. 117 об.; 7. Л. 23 – 26, 165 – 166].

Из-за огромных потерь на фронте армии требовались обученные резервы, в том числе истребители танков, подрывники, минометчики и стрелки (автоматчики, пулеметчики и снайперы). Подготовка этих специалистов в системе всевобуча и стала осуществляться на ВУПах Тамбовской области с ноября 1941 г., но в полном объеме развернулась только с февраля 1942 г., когда, в соответствии с решением ЦК ВЛКСМ, Тамбовским обкомом было принято постановление о создании в области специальных резервных комсомольско-молодежных формирований. Согласно ему горкомы и райкомы ВЛКСМ к 22 февраля 1942 г. должны были совместно с военкоматами завершить набор комсомольцев и молодежи в подразделения истребителей танков, автоматчиков, минометчиков, станковых пулеметчиков и снайперов первой очереди и с 25 февраля приступить к занятиям по специальным программам. Резервные комсомольско-молодежные формирования проходили обучение в системе всевобуча и комплектовались бойцами в возрасте от 17 до 30 лет, прошедшими его 110-часовую программу подготовки. Ответственность за материальное и командно-политическое обеспечение возлагалась на райкомы и горкомы ВЛКСМ совместно с органами всевобуча [8. Л. 56 – 58].

За 1941 – 1944 гг. в Тамбовской области была осуществлена подготовка 6 очередей всевобуча и специальных комсомольско – молодежных формирований (см. таблицу 1). Основой контингента обучающихся стали граждане 1924 – 1927 г. рождения. 8 апреля 1943 г. в соответствии с решением ЦК ВЛКСМ Тамбовский обком ВЛКСМ принял постановление о создании в области специальных комсомольско-молодежных женских подразделений по специальностям стрелков, радистов, телеграфистов и телефонистов. Подразделения проходили подготовку в системе всевобуча и комплектовались девушками в возрасте от 18 до 26 лет с образованием не ниже 7 классов (в группах стрелков не ниже 4 классов). За 1943 – 1944 гг. была осуществлена подготовка трех таких очередей (см таблицу 2) [9. Л. 6, 25; 10. Л. 65].

Таблица 1. Подготовка специалистов в мужских подразделениях всевобуча.

Очередь

Подготовлено военных специалистов

Итого

Среди них комсомольцев, %

Стрелки

Автоматчики

Истребители

танков

Снайперы

Ручные пулеметчики

Станковые пулеметчики

Минометчики

Стрелки противотанко

вых ружей

1-я

2-я

3-я

4-я

5-я

6-я

24202

19440

19094

15305

2499

14000

570

738

870

1072

862

1060

 

855

691

593

762

308

498

699

561

1053

280

350

493

452

123

580

338

379

525

454

422

592

300

340

448

657

400

950

207

421

553

330

26573

22436

22929

19684

5912

17792

26,3

37,2

42,5

32,6

46,8

41,4

Все

го

94540

5172

2901

3399

1998

2710

3095

1511

115326

Таблица 2. Подготовка специалистов в женских подразделениях всевобуча.

Очередь

Подготовлено военных специалистов

Итого

Снайперов

Ручных пулеметчиков

Автомат

чиков

Миномет

чиков

Дорожных эксплуата

торов

Телефонистов

Телеграфистов

Радистов

1-я

2-я

3-я

 

302

505

435

92

50

34

260

258

182

133

117

130

196

478

1281

930

Всего

1242

92

50

34

260

435

250

326

2689

 

Тамбовский комсомол приложил немалые усилия к организации процесса обучения этих очередей. Прежде всего это относится к подготовке военных специалистов в специальных комсомольско-молодежных формированиях, за которую секретари ГК и РК ВЛКСМ согласно постановлению обкома комсомола от 5 мая 1942 г. несли персональную ответственность. Комсомольские организации совместно с военкоматами осуществляли подбор командного и политического состава подразделений, оказывали помощь в подборе и оборудовании помещений военно-учебных пунктов (ВУПов), контролировали политико-воспитательную работу среди бойцов, организовывали для них встречи с участниками войны [7. Л. 1 – 3; 9. Л. 27]. Много сделал тамбовский комсомол в плане обеспечения подразделений макетами оружия и боевой техники. Так, в целях устранения нехватки учебного оружия, имевшей место в подразделениях 1-й очереди, бюро обкома ВЛКСМ приняло 20 апреля постановление, в котором обязало горкомы и райкомы организовать силами комсомольцев и молодежи изготовление 4000 макетов винтовок, 250 чучел для рукопашного боя, 27 макетов танков, 3500 болванок гранат и 3500 макетов бутылок с зажигательной смесью [8. Л. 143, 153, 154]. В процессе обучения 6-й очереди всевобуча местными силами было изготовлено 9000 деревянных ружей, 12000 болванок гранат, 3693 саперных лопаток [9. Л. 26]. В целом, если в первых трех очередях наблюдался недостаток учебного оружия, то в последствии положение улучшилось (см. таблицу 3) [9. Л. 7].

В количественном плане дела с подготовкой военных специалистов в системе всевобуча Тамбовской области обстояли благополучно. Планы подготовки бойцов спецподразделений по очередям выполнялись и перевыполнялись [7. Л. 1 – 3; 9. Л. 25; 11. Л. 18; 12. Л. 5]. Средний бал сдачи проверочных испытаний составлял среди стрелков 3,8 (данные 6-й очереди), среди бойцов спецподразделний – 3,8 – 3,9 [9. Л. 25; 13. Л. 28]. Подготовка бойцов в системе всевобуча Тамбовской области проверялась представителями военного округа и Главсевобуча и была признана удовлетворительной [14. Л. 5].

Таблица 3. Обеспечение очередей всевобуча учебным оружием.

Наименование оружия

Количество оружия по очередям

1-я

2-я

3-я

4-я

5-я

6-я

  1. Винтовки 7,62 мм.
  2. Винтовки снайперские
  3. Ружья деревянные
  4. Гранаты РГД
  5. Гранаты Ф – 1
  6. Гранаты противотанковые
  7. Лыжи

23

3350

393

19

2300

294

18

4100

410

19

2300

173

20

5900

292

142

3400

446

21

6579

292

142

6

4330

450

21

6579

196

76

6

6047

715

26

15950

1326

200

1406

7500

Политико – воспитательная работа на ВУПах, проводившаяся исключительно коммунистами и комсомольцами, сводилась в основном к 10 – 15-минутным политинформациям. Там, где политсостав относился к своим обязанностям более добросовестно, делались доклады на военные и исторические темы, выпускались стенгазеты и боевые листки, организовывались встречи с фронтовиками [9. Л. 27; 14. Л. 5]. Цель политико – воспитательной работы на ВУПах была ясно определена в постановлении бюро обкома ВЛКСМ от 17 июля 1942 г.: “Главное в этой работе должно заключаться в том, чтобы воспитать в молодежи лютую неугасимую ненависть к врагу, готовность мужественно и бесстрашно сражаться на поле боя” [7. Л. 76 – 77].

Однако в процессе подготовки резервистов имели место и крупные недостатки в плане как боевой так и политической работы на ВУПах. Особенно это заметно проявилось в ходе подготовки 1-й и 2-й очередей. Среди характерных недостатков можно перечислить плохое качество обучения, преобладание теории над практикой, условность при проведении практических занятий (например, штыковой бой в ряде мест бойцы отрабатывали “рукомаханием”), низкую их посещаемость и слабую дисциплину бойцов. В учебных кабинетах нередко отсутствовали наглядные пособия. Политруки и их заместители часто не имели планов работы и не присутствовали на практических занятиях, ограничиваясь в своей работе короткими информационными сообщениями [8. Л. 106 – 107; 11. Л. 22 – 24]. Вот что сообщал на IV областной комсомольской конференции (июль 1944 г.) секретарь Рассказовского ГК ВЛКСМ: “Я была на учпункте и прямо скажу, что наша молодежь не знает частей винтовки… дисциплина крайне слабая. Это зависит в первую очередь от командиров учпунктов, они сами недисциплинированные. Сбор в 8 часов, они являются в 10” [15. Л. 46 – 47]. Слабый контроль за ходом обучения бойцов осуществляли и комсомольские организации, особенно в плане их политической подготовки [7. Л. 76 – 77].

Следует заметить, что в ходе подготовки 3-й – 6-й очередей всевобуча эти недостатки были сглажены [9. Л. 25; 12. Л. 6].

Всего за годы войны в Тамбовской области было подготовлено 135926 военных специалистов – мужчин, 2689 специалистов – женщин [14. Л. 5]. Областная комсомольская организация провела большую работу по изготовлению учебных пособий для подразделений всевобуча, активно участвовала в мобилизации военных специалистов на фронт. Очевидно, что комсомолу приходилось решать серьезные задачи по вовлечению комсомольцев и молодежи в систему военного обучения, по организации военно-политической работы на ВУПах, по обеспечению их материальными ресурсами и, несмотря на крупные недостатки в решении этих задач, основная их часть была выполнена.

______________________________________

  1. Российский государственный архив социально – политической истории (РГАСПИ). Ф. М. – 1. Оп. 32. Д. 180а.
  2. Горбунов М. Все для фронта, все для победы // Комсомольское знамя, 1975. 15 января.
  3. Центр документации новейшей истории Тамбовской области (ЦДНИТО). Ф. 1184. Оп. 1. Д. 527.
  4. ЦДНИТО. Ф. 1184. Оп. 1. Д. 528.
  5. Пирожков Г. Так мужала юность // Комсомольское знамя, 1988. 6 мая.
  6. ЦДНИТО. Ф. 1184. Оп. 1. Д. 564.
  7. ЦДНИТО. Ф. 1184. Оп. 1. Д. 561.
  8. ЦДНИТО. Ф. 1184. Оп. 1. Д. 562.
  9. ЦДНИТО. Ф. 1184. Оп. 1. Д. 686.
  10. ЦДНИТО. Ф. 1184. Оп. 1. Д. 600.
  11. ЦДНИТО. Ф. 1184. Оп. 1. Д. 581.
  12. ЦДНИТО. Ф. 1184. Оп. 1. Д. 605.
  13. ЦДНИТО. Ф. 1184. Оп. 1. Д. 575.
  14. ЦДНИТО. Ф. 1184. Оп. 1. Д. 688.
  15. ЦДНИТО. Ф. 1184. Оп. 1. Д. 632.